Автор уважать себя заставил

27 октября 2006

2192779.jpgВ театрах республики периодически появляются спектакли, поставленные по мотивам разных пьес – от классиков до современных российских и зарубежных авторов. Так удобнее. Не надо платить авторские. Особенно это дорого, если речь идет об иностранцах. А им-то нужны – стра?но подумать! – доллары.

? у Государственного театра кукол, и у Государственного русского театра имени В.Г. Короленко, и у Национального, и у глазовского муниципального «Парафраз» накопились солидные долги в РАO», – говорит его инспектор по Удмуртской Республике В.Т. Христофоров.

«Да. Долги есть, но это долги прежних лет, – объясняет директор кукольного Л.М. Жуковская. – Они связаны в том числе с изменением авторского законодательства. Рань?е было не обязательно заключать договор с авторами, если пьеса опубликована в журнале или сборнике и, как тогда говорили, «залитована», то есть про?ла цензуру. Сейчас все изменилось».

Отно?ения с авторами складываются в театрах порой напряженно. Вот кукольники взяли к Новому году инсценировку русской сказки «Мерзни, мерзни, волчий хвост». Договорились с автором на 6 процентов отчислений с каждого спектакля. Стали оформлять документ, а тот звонит и говорит: «Мало, я хочу 9 процентов». Получается, что с выручки от каждого спектакля 9 процентов пойдет автору пьесы, 7 процентов – художнику, 2 – композитору. «18 процентов с каждого спектакля – это ужасная сумма. А на что театру жить?» – вопро?ает Людмила Михайловна. А за пьесу по сказке Аксакова «Аленький цветочек» театру при?лось платить трем авторам 16 процентов. «Мы сыграли несколько спектаклей и поняли, что затягиваем на своей ?ее веревку. Подумали-подумали, сняли спектакль с репертуара. На? актер А. Тарасов сделал свою инсценировку, договорились с ним «по-божески», и сейчас сказка идет и радует малы?ей».

А короленковцы платят авторам пьесы и по 15 процентов. «Вот и думае?ь: зачем нам современные пьесы? Не луч?е ли ставить произведения давно усоп?их, у которых авторское право закончилось?» – рассуждает директор театра им. Короленко С.А. Кудрявцева. Как выход из положения появляются спектакли «по мотивам пьес» разных авторов. Такая практика существует практически везде. Несколько лет назад, когда начали действовать поправки к закону об авторских правах, на театр Короленко подала в суд московский драматург Мария Арбатова. По новым правилам на постановку пьесы уже требовалось письменное разре?ение автора. Так на пьесе «Дранг нах остен» на?и театры впервые ощутили ужесточение закона и про?ли боевое крещение судом.

Существуют разные варианты договоров с авторами. Выгоднее заключить его на разовую сумму. Возникли театральные агентства, которые откупают права определенных авторов. С таким агентством короленковцы работали, когда ставили комедию «Не верь глазам своим». Все эти вопросы и должна отслеживать и ре?ать главная организация, которая защищает авторские интересы, – РАО.

«Сегодня отчисления авторам платят все – и филармония, и театры, и цирк, и ансамбли, и учреждения культуры, и издательства, – утверждает В.Т. Христофоров. – Есть задолженности у некоторых, но они постепенно ликвидируются. Хоть руководители учреждений культуры и искусства жалуются, что авторские отчисления – боль?ое обременение, но сами авторы так не считают. Проценты неболь?ие, и их надо выплачивать. Закон есть закон».

Всей стране и на?ей республике в том числе придется учиться уважать авторские права, и не только потому, что Россия собирается в ВТО. Писатели, живописцы, композиторы сегодня оказались в столь стесненных обстоятельствах, что отказались от своего традиционного образа жизни «свободного художника» и стали работать, как все, с утра и до вечера, чтобы прокормить себя и семью. А это значит, что творить им некогда. Так что вряд ли появятся ?едевры, если мы не обеспечим авторам время для обдумывания, осмысления, наблюдения за жизнью и неторопливого творчества. Закон об охране авторского права как раз и предусматривает возможность для существования мастеров искусств. Другое дело, что в нем должны быть ограничительные меры: ведь автор может загнуть такие гонорары, что мало не покажется, и тогда придется театрам, издательствам, артистам перепевать старое, отказав?ись от современного репертуара.

Нина ПУЗАНОВА
Фото Александра ГОРБУНОВА

“Удмуртская правда”

Размещено в рубриках: ?????????, ???????????


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние публикации


Реклама