Горит еще один манеж

11 мая 2007

Российский цирк ведет изнурительную борьбу за выживание в условиях рынка и всех “прелестей”, с ним связанных. Вполне осмысленный, но беспощадный, отечественный ?оу-бизнес добрался-таки до манежа: Первый федеральный телеканал завер?ил бизнес-проект в формате селебрити-?оу – “Цирк со звездами”.

Чего ради тринадцать более или менее раскрученных медиаперсон с физическими данными чуть вы?е элементарных (олимпийская чемпионка Светлана Хоркина – исключение) “отважились” вкусить цирковой хлеб?

Регулярно появляться в воскресном прайм-тайме Первого – пиаровский “джекпот”. Но едва ли от вольноопределяющихся (если и “любителей”, то явно не цирка) можно было ожидать особых свер?ений. ?х и не случилось.

Не станет же кто-то всерьез утверждать, что наивные гримасничанья Елены Кориковой в клоунадах “Колодец” и “Медведь-мотоциклист” – верх мастерства? Вряд ли кого-то покорила грация насмерть перепуганной Яны Чуриковой в роли гротеск-наездницы; бесхитростная клоунская сценка “Йог” в исполнении Ксении Собчак; с нарочитой бодростью, “мимо денег” мечущий ножи Евгений Стычкин; испуганно и невпопад разбрасывающая платочки Анастасия Стоцкая.

Хотелось бы думать, что зритель, где-то на первых выпусках передачи, догадался, что его в очередной раз “накрыли” развлекательной “панамой”.
Неиску?енные смотрят и думают: “А че, прикольно!”. ?ску?енные – матюгаются и переключают канал.

Первых, увы, несравнимо боль?е. Драматургия “?оу” подразумевала, говоря по-цирковому, ?прех?талмейстера. ?х двое: ?ван Ургант и восьмилетняя Александра Волковская.

С Ургантом ясно: ?оумен. Но за что ребенка-то “забрендили”? Год назад девочка попалась на глаза гендиректору Первого после своего ?умного успеха в составе команды КВН “Малые народы”. Константин Эрнст пообещал тогда ребенку работу. ? слово сдержал.

Са?енька Волковская – одаренная и обаятельно-непосредственная девочка. Но она не может – и не должна! – отвечать за результаты имиджевых манипуляций, которые учинили взрослые. Визажист и костюмер-дизайнер так поработали над ребенком, что девочка зачастую выглядит… лилипуткой. Что едва ли укра?ает и ее, и проект. Жаль ребенка.
Ксения Собчак, как мы узнали, с детства панически боялась собак. Но благодаря теле?оу смогла преодолеть свой комплекс и блестяще реализовалась в номере с дрессированными собачками.

Я это сделала, у меня получилось! – не без гордости заявила она. Это, мягко выражаясь, не совсем так.

Реализовалась в данном случае профессионал цирка, дрессировщица Асият Агаева. Что и позволило Ксении Собчак три минуты побегать ряды?ком с собачками, выполнив?ими работу, которую им поставила тренер-режиссер, заслуженная артистка России.

Сказанное относится к Ефиму Шифрину – в роли “дрессировщика” обезьян, Яне Чуриковой – в роли “укротительницы” тигров, Жанне Фриске и Артему Михалкову – в роли “наездников” выс?ей ?колы, Анастасии Стоцкой – “дрессировщице” леопарда, Светлане Хоркиной – “дрессировщице” слона и Сергею Лазареву – “укротителю” пантеры.

Особое место занимали номера возду?ной гимнастики и эквилибристики. Но стихия свободного птичьего полета обернулась доморощенными колыханиями возду?ного змея, накрепко удерживаемого прочной нитью.

Разница примерно та же, что между живым пением и артикуляцией под фонограмму.
Телезрителям подсунули, на манер попсовой, цирковую “фанеру”, пуская в ход все мыслимые превосходные эпитеты: невероятно, сногс?ибательно, потрясающе, смертельно опасно… Неужто?

Удерживаемый стальным тросом, десятикратно превы?ающим необходимый запас прочности, идущий по канату Михалков – это потрясающе? Стоцкая, Фриске, Стычкин, Собчак, Корикова, обмотанные нейлоновыми полотнищами, выдерживающими “КамАЗ”, – это смертельно опасно?

Полноте… Дурят на?его брата-телезрителя.

Состав и уровень компетентности жюри обсуждать не приходится: правила игры продиктованы форматом. Вероятно, тактичные и доверчивые цирковые профессионалы соблазнились возможностью при?порить угасающий интерес публики к искусству цирка. А воспитанный телевидением медийный персонаж, пригла?аемый в гости, никогда не станет ругать стряпню хозяйки дома. Что и требовалось.
Так что в жюри засветились вполне уважаемые персоны: актеры, спортсмены, цирковые артисты, включая худрука и директора цирка Максима Никулина.
Некоторые члены жюри, видимо раскуражив?ись, настоятельно “рекомендовали” ему пригласить чуть ли не каждого участника на работу. Максим Юрьевич от?учивался.

Кажется, даль?е всех по?ел легендарный вратарь Владислав Третьяк, высказав?ий предположение, что актер и поп-певец Сергей Лазарев – на?а олимпийская надежда в Пекине в упражнениях на кольцах. (Удивительные вещи делает с человеком камера! Жарко в студии: даже профессионализм тает.)

Между тем овладевать профессией циркового артиста начинают в возрасте четырех с половиной лет. Только через 10 – 12 лет упорных каждодневных занятий и репетиций наиболее способным выпадает удача стать-таки артистами цирка. Этот хлеб нелегок. ? далеко не всегда с икрой.

Цирк – не столько профессия, сколько судьба. В цирк не “приходят” и не “поступают”, в цирк попадают, как попадают под колеса поезда. ?ли в тюрьму с пожизненным приговором.

Но мы увидели в “Цирке со звездами” имитацию и профанацию. Получился полусерьезный, с элементами эпатажа и налетом дурной сенсации, наспех “заглянцованный” (куда нынче без глянца?!) спектакль под названием “медийные персонажи в интерьере цирка”.

Народ в очередной раз ненавязчиво “развлекли”. Впрочем, устроители этого не заметили. Рейтинги передачи “Цирк со звездами” оказались сногс?ибательными, иногда за?каливали по Москве аж за 20%.

Москва уже ску?ала лихой “ремейк” сгорев?его Манежа, не во всем схожий с ампирным подлинником. (В “мелочах” особенно: но кто их умеет и хочет разглядывать, те мелочи?)

Теперь – мы так же весело принимаем попсовый новодел циркового манежа.
В конце про?лого года ВЦ?ОМ провел опрос: “Главные события 2006 года”. Среди прочего выяснилось, что главным культурным (!) событием года более половины опро?енных назвали телепроект “Звезды на льду”!

Это симптом, полагаю. Это черта эпохи: у потребителя современной телевизионной продукции сложился некий внутренний заказ на эрзац, заменитель, на “маргарин” от культуры. Профессиональную деятельность настойчиво подменяют дилетантизмом. А телевидение по-ярмарочному бойко торгует таким товаром.

Наступило время, когда копия сделалась важнее оригинала. Маргарин сталпривлекательнее и желаннее сливочного масла. С чем и поздравляю.
Мне же при взгляде на экран все вспоминалась старая театральная притча.
В середине 1960-х тогда?ний министр культуры Е.А. Фурцева встретилась с труппой МХАТа. Министр поделилась впечатлениями о Всесоюзном смотре-отчете народных театров.

Речь, полную административного восторга, Екатерина Алексеевна завер?ила на высокой ноте: “В Министерстве культуры сложилось мнение: некоторым народным театрам страны нужно присвоить почетное звание академических!”.
Возник?ую в зале ти?ину нару?ил Борис Николаевич Ливанов:

 Мадам, – громко и с подчеркнутой иронией произнес он, – а вы лично по?ли бы к самодеятельному гинекологу?.

?, не дождав?ись ответа, великий артист покинул зал.
Создается впечатление, что современная телеаудитория к такому визиту готова.

Справка
Владимир Сергунин 30 лет был акробатом. Лауреат “Серебряного клоуна” ХVIII Всемирного фестиваля цирка в Монте-Карло. Гастролировал… да везде: от Монреаля до Шанхая и Бангкока. В Мексике, выручая труппу на гастролях, работал четыре месяца аттракцион со слонами.Кандидат искусствоведения, цирковед. Руководитель Аналитической службы Росгосцирка.

“Лениздат.ру” – Владимир СЕРГУН?Н

Размещено в рубриках: ????????????

1 комментарий

  • 1. Наталья  |  августа 15, 2007 at 18:21

    Уважаемые артисты Росгосцирка.
    Мы разыскиваеи пропав?его в 2005 г.Ра?итова Рината Агламетдиновича!
    Ранее работал у Так?антовой Н.Ф.
    Дружил с артистами цирка, не работая там с 2004 г.
    Просьба, если Вам что-либо известно о нем или о том, с кем он поддерживал отно?ения, сообщить по тел.8-903-299-19-41
    Его разыскивают родственники из Татарии.


Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Последние публикации


Реклама