Олег Емцев: люблю пантомиму – и верю, что это, действительно, сильное искусство!

19 октября 2006

Yemtsev-f.jpgОдесситы – весёлые люди, очень любят смех, но ещё боль?е любят настоящее искусство. Один из самых интересных видов сценического искусства – это Её Величество пантомима. Недавно в одесском Доме клоунов про?ла премьера программы «Люблю пантомиму». Её автор – и единственный актер, играв?ий на сцене, Олег Емцев – известный клоун-мим, также «засветив?ийся» в своё время в сериале «Маски-?оу». На днях Олег Емцев побывал в гостях у агентства «Репортёр».

?з досье «Репортера»
Емцев Олег Павлович. Клоун-мим, актёр. Творческую биографию ведёт с 1969 года. Работал в Одесском цирке, в Одесской филармонии. Выступал на боль?инстве сценических площадок СНГ. Участвовал в съёмках сериала «Маски-?оу» с 1992 по 1999 годы. В 2000-х годах проживает в двух городах – в Одессе и Кракове (Поль?а).

«Репортёр»: – ?нформационный повод для на?ей встречи – Ва?а программа «Люблю пантомиму». Расскажите, как Вы её «собирали», готовили, что она для Вас означает сегодня?

Олег Емцев: – Это не совсем моя авторская программа, если говорить об авторстве… Просто, наверное, я один захотел собрать эти номера – известные благодаря другим мимам – в таком виде. Называется она «Люблю пантомиму», это ностальгическое ?оу. Я постарался собрать известные номера пантомимы, новеллы, которые игрались и самим Марселем Марсо, и другими известными мимами, – но уже, к сожалению, забыты. Плюс – есть номера и в моей обработке, и я постарался сделать такое ?оу, которое зритель помнит по 70-м годам – где-то вот такого времени. Об этом, в общем, и была программа…

«Р»: – Одесса для Вас, пожалуй, долгие годы была главным городом. А на каких сценических площадках Вы ещё выступали, в каких городах?

О.Е.: – Моя творческая биография велика, можно сказать – я объехал весь Советский Союз с программами, но не как мим-соло, а в эстрадных коллективах с сольным отделением. В общем, нет такой республики, страны, где бы я не был с выступлениями. Это – начиная, приблизительно, с 1972 года…

«Р»: – Я спросил об этом потому, что знаю, что Вы проживаете сейчас, в основном, в Поль?е, в Кракове. Как Вы там оказались – актёр, который ассоциируется с Одессой? Каково Вам там, продолжаете ли Вы заниматься своим искусством?

О.Е.: – Оказался я там случайно, при помощи друзей. Это было во времена Горбачёва, тогда можно было просто приехать. С нами заключила контракт «Краковска эстрада» – маленький такой, чтобы можно было попробовать… После этого всё и началось, я стал там частым гостем, приезжал с программами, а потом и остался в Кракове. Это были программы – как для детей, так и для взрослых, с иллюзионистами.

«Р»: – То есть, реализуете свои планы?

О.Е.: – Да, реализую, сейчас у меня там есть маленький театр, называется он «На вализках» (это ребята без меня так назвали!) – то есть, «На чемоданах». Есть немалый объём работы – и творческой, и гастрольной.

«Р»: – Ва?у программу «Люблю пантомиму» в одесском Доме клоунов предварял Борис Барский. Он обратился к зрителям и сказал что-то наподобие: «Ещё когда «Маски» начинались, Олег Павлович Емцев был на?им учителем». Расскажите об этом периоде, я знаю, что тогда, если не о?ибаюсь, в Архитектурном институте была студия пантомимы «Крик», с неё «Маски» и начинались. Расскажите, как тогда всё это происходило?

О.Е.: – Что касается меня, то все это было у меня гораздо рань?е, с 1969 года… Дворец студентов… Там был Леонид Семёнович Заславский – у него была студия, а я в это время работал ещё и униформистом в цирке. А то, что сказал Боря – «учителем»… Я просто был одним из первых мимов!.. Я поступил на работу в Одесскую филармонию – как мим. Как мим, я работал очень скромно. У меня была партнёр?а, с которой я работал как «нижний», потом я её «перетянул», и мы стали играть номера – как синтез с пантомимой, даже немного с балетом. Это была Тамара Шлапко – достаточно известная артистка, она была балериной, акробатом, лауреатом всесоюзных конкурсов. Поэтому, наверное, Боря так и сказал… Я уже тогда гастролировал, какие-то маленькие сольные номера играл, подражая таким уже достаточно знаменитым клоунам, как Енгибаров, Елизаров… Это всё было рань?е. А будущие «Маски» тогда занимались в «Крике», я тоже приходил туда, мы общались, но у меня были и гастроли, я общался и с другими людьми, так что про «учителя» – это, наверное, не очень скромно!

«Р»: – Период сотрудничества с «Масками» – наверное, значительный период, одесситы очень любят «Маски», считают их «своими». А как продолжалось сотрудничество с этой комик-труппой? Вы ведь во многих проектах были задействованы… Что для Вас сотрудничество и работа в «Масках»?

О.Е.: – Наверное, луч?е сказать, как началось сотрудничество с «Масками»… Я оставил Одессу, уехал, был какое-то время в Париже. Со мной в Париж поехал Нерсес Мирзоян, который тоже связан с «Масками», много играл. Он сейчас играет как клоун-соло, ?арж-?оу у него знаменитое… Я ехал в Париж к Марселю Марсо, к Этьену Декру. Потом я поехал в Америку, меня позвал Гарик, быв?ий администратор на?ей одесской филармонии.

«Р»: – Когда это было?

О.Е.: – Это было… «Маски» тогда уже какие-то первые свои работы сделали… В 80-х годах! ?х тогда пригласили в филармонию, они ещё назывались «Смехачи». ? когда я вернулся, мы с Жориком Делиевым встретились… Я даже не помню, это был первый сериал, первая серия была «Маски в суде»… ? он мне сразу предложил коротенький эпизод – и с этого началось сотрудничество. Я без этих ребят уже не мог, потому что люблю их очень… ? по возможности, когда у меня было время или когда было что-то у Жорика, я всегда активно участвовал в проектах. В «Камикадзах» можно было даже свои скетчи короткие предлагать, я их сыграл. Вот так началось – и до сих пор это всё продолжается!

«Р»: – Я боль?ой поклонник пантомимы, смысловой клоунады, а также «Масок». Я помню Ва?и роли в «Маски-?оу», во многих сериях. Сейчас, например, на память приходит «Маски в поезде», я помню Ва?его персонажа – такого в ?ляпе, всегда чем-то недовольного. Это Ва?а собственная трактовка?

О.Е.: – Я сейчас не могу точно вспомнить, по-моему, я что-то предлагал, или это идея Жорика Делиева… Мы это всё называли «командировочный». Ну, а я хотел снять свой такой сериальчик, где «командировочный» – это человек «?естидесятник», «семидесятник», в этой ?ляпе…

«Р»: – Если я не о?ибаюсь, его так и должны были звать – Палыч?

О.Е.: – Да, так и хотели назвать – Палыч, но образ этот на?ёлся от первой серии – «Маски в суде». Удачный образ, он подо?ёл – видимо, мне он очень подходил, так это видел Жорик, такой типаж. Ну и, чтобы была разница между Барским, Комаровым, наверное, такой образ нужен был, хотя мы, может быть, с Малаховым несколько одинаковые. Так и осталось, потом это всё в «Масках» так и прослеживалось, остался образ Палыча, а сначала это был «командировочный», ну, или «командировочный Палыч».

«Р»: – Расскажите о своём парижском периоде! Вы говорили, что занимались на мастер-классах Декру, Марсо…

О.Е.: – Париж – это вообще интересная тема, там было много людей из России, это было очень интересно. Мы сначала хотели учиться играть на улице, потому что там это – не просто модно или для того, чтобы заработать денег… Это ?кола такая, «интерактивная», снимаются какие-то блоки у актёров, потому что ты ничем не защищён – у тебя нет ни сценария, ни сюжета, ты выходи?ь один на улицу – и должен там что-то делать. Мы подсматривали, смотрели очень много, как работают комики, знакомились. Одни работали у Декру, другие в ?коле Марсо. К сожалению, Марсо нам не при?лось увидеть, он был в то время на гастролях, по-моему, в Греции… Последователь Декру, которого, к сожалению, уже нет, Стив, американец, женат на француженке, они и сегодня проводят эту ?колу, очень интересная ?кола. Когда Стив узнал, что я из России, он даже с меня не брал денег за обучение. Урок стоил тогда, по-моему, пятьдесят франков. Мы общались с одной деву?кой из Прибалтики, которая занималась в Сорбонне, она говорила по-русски (по-французски из нас никто не говорил) – и «таким макаром» мы общались…

В Париже я попробовал работать в кафе-театрах – и это мне удавалось. Там было всего ?есть-восемь минут, потому что есть такое понятие, как «открытая сцена», это был понедельник в театре в «Ти-казино». Этот театр держат дети одного известного комика, который часто очень играл с Луи де Фюнесом, колоритный очень, играл в «Разине», всегда играл или портье, или полицейских. Понедельник был днём открытой сцены – то есть, там можно было просто показаться, даром, если ты подходи?ь, тебе говорили какие идеи, ты мог туда приходить и там играть. Я встречался там со многими артистами интересными, работал в таких театриках интересных не часто, но достаточно. Конечно, тогда самому нельзя было заключить контракт, это всё было частным образом. Но это было интересно, это была тоже какая-то ?кола, потому что мы смотрели на это такими глазами, получая именно то, чего нам не хватало именно здесь!

Это был интересный период, в Париже, но и сама жизнь тоже интересна, даже тамо?ний быт. Русские поздно туда попали, я тоже поздно выехал за рубеж. Но выехал, в общем, легко, потому что много было туристических групп – по-разному можно было сделать визу, поехать с туристами, а потом остаться. Это было не зря, это был свой актив для дальней?его, я очень много оттуда взял. А в Париже я мечтал побывать всегда, я очень люблю этот город – и всё, что связано с Францией. Я, можно сказать, жил Парижем, очень много ходил пе?ком, гулял. К тому времени там уже оказалось много на?их людей, даже был один быв?ий артист на?ей филармонии, Пётр Капличенко – он там уже жил, с «нормальными» документами. Он мне в бытовом плане очень помогал, и из Харькова один человек тоже помогал мне, поэтому мне повезло, можно сказать…

«Р»: – Олег Павлович, хочу привести две короткие цитаты и, отталкиваясь от них, задать вопрос. Первая цитата – с персонального сайта руководителя «Масок» Георгия Делиева. О Вас: «Емцев Олег Павлович, блестящий актер, комик-мим, в настоящее время остаётся чуть ли не единственным исполнителем классической пантомимы на всём постсоветском пространстве и за рубежом». ? вторая цитата – из статьи журналистки Марии Гудымы. Статья о том, что в феврале этого года состоялся вечер в Доме актеров, посвящённый 40-летию одесской пантомимы, на котором выступали, в том числе, и Вы, выступали Нерсес Мирзоян, Владимир Цыпин, Юрий Комаров, Алёна Перфильева. ?так: «После вечера они невесело ?утили о том, что пантомима сейчас не очень востребована, в советские времена она находилась в луч?ем положении. Ведь даже цензура не знала, что с ней делать и к чему придираться, особенно если речь ?ла об одесской пантомиме, ведь молчащий одессит – это парадоксально, в этом заключен некий вызов и подвох». Опираясь на эти утверждения, задаю Вам вопрос. Как Вы считаете, сегодня пантомима сама по себе востребована? Она получает энергетику от зрителя? Какого сегодня положение пантомимы – в том же ?оу-бизнесе?

О.Е.: – Пантомима – это (я не помню точно, кто это говорил) самое древней?ее искусство после, быть может, наскальных рисунков. Люди ещё не говорили, и нужно было показывать, например, как был на охоте или что-то другое… А сейчас… Всё зависит от исполнителя! Она всегда востребована, просто чисто пантомимическое искусство то умирает, то опять возрождается. Я уже об этом как-то говорил, и не только я. Опять же кого-то цитирую – «у неё такая карма». Это если говорить об искусстве пантомимы как моно, мим-соло.

Если говорить о том, как от зрителя идёт энергетика, то это зависит от качества исполнения самого мима, потому что это искусство очень условное, оно, действительно, не всеядное. В советское время было удивительно, что одессит – ещё и молчит, и в руководстве не всегда были люди, способные это понимать. Классическую музыку они должны были понимать, это было обязательно, а мимы, фокусники были как фигляры, как бы «эстрадный цех», это потом, после классики… Ну и важно ещё, что это Одесса, а не Москва, потому что если что-то в этом плане делалось, то в Москве – как в столице. Там был Елизаров, мы с ним общались – у него, конечно, тоже не так уж всё гладко было… В Одессе это всё с юмором было, и энтузиастов в этом городе было предостаточно – это были и моно-мимы, и коллективы, всегда была даже конкуренция. А потом уже, когда появился Вячеслав Полунин, это стало очень серьёзно. Хотя, мы говорим о «чистой» пантомиме, потому что Полунин про?ёл это – он классный мим, но он клоун. А «чистых» мимов, может это и не скромно, но как я посмотрел сам – хотя меня и не было долго – очень мало, даже и в Поль?е, моно-мимов, поэтому и программу я такую сделал – «Люблю пантомиму», я не могу иначе. Я люблю – и верю, что это действительно сильное искусство. Слова не всё говорят, как сказал Мейерхольд. Это искусство будет жить, потому что есть люди, которые это ценят, понимают и знают. Но обязательно нужно публику готовить, она должна это знать, сейчас это даже и популяризировать нужно, теперь мы форматы новые ищем. ? Марсо когда-то говорили: «Это классно, но тихо». Поэтому иногда исполнителю и приходится играть какие-то вещи, как с эстрады. Я и сам это понимал, когда готовил свою программу, и мне говорили, что нужно, как мы говорим, какие-то «поддавки» делать. Нельзя сразу утомить, потому что это действительно тихо, без декорации, а современный зритель к таким ?оу не привык. Может быть, и неправильно называть эту программу ?оу, потому что ?оу – это свет, эффекты, ?ум…

«Р»: – У меня есть ещё один, к сожалению, последний вопрос. Вы сейчас в Кракове боль?е, чем в Одессе. А одесситы увидят какие-то ещё Ва?и программы в будущем?

О.Е.: – Я надеюсь на это! Сейчас готовлю новую программу, может быть, на другой площадке. То есть – что-то будет!

«Р»: – То есть, можно сказать, что Олег Емцев ещё выступит на одесской сцене?

О.Е.: – Да, выступлю: поменяю программу и обязательно это сделаю!

Беседовал Сергей Ляликов

?А “Репортер”

Размещено в рубриках: ???????????


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние публикации


Реклама