Шоу с нестандартной ориентацией

13 октября 2006

shapito.gifСвое первое посещение цирка я запоминала на всю жизнь. Кажется, мне было тогда года четыре. Навязчивые клоуны с красными глянцевыми носами, дрессированные ло?адки, львы и тигры, прыгающие через огонь, сме?ные собачки, акробаты, парящие под куполом – все это произвело неизгладимое впечатление, потому что оно было первым. Пожалуй, боль?инство людей цирк ассоциируют со своими детскими воспоминаниями. ? так уж исторически сложилось, что еще со времен Советского Союза цирк, в первую очередь, был рассчитан на детвору. Сегодня же ломка этих стереотипов проходит, как тяжелая и изнурительная болезнь. 

Для начала предлагаю окунуться в историю. У древних римлян цирк или «circus» означал место конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах. Впоследствии там происходили и другие зрелища: единоборства гладиаторов, травля зверей и прочее. А на Руси к первым циркачам можно отнести скоморохов, собирав?их огромные толпы на рыночных площадях. Впервые же слово «скоморохи» встречается в летописи под 1066 годом. Кстати, христианская церковь не одобряла скоморо?ьи забавы. ?сключений не было и в Европе. Более того, в 1648 году царским указом выступления бродячих трупп были запрещены на Руси. А влиятельная церковь всячески способствовала запрету царя.

Тем не менее, несмотря на все гонения, традиции бродячих актеров истребить не удалось. Кочуя по древнерусским городам и весям, бродячие труппы сталкивались с иностранными артистами, перенимая друг у друга опыт по акробатике, жонглированию, хождению по канату. Во всех многолюдных местах строили балаганы. Сооружали их наспех – из де?евых досок, строительных отходов и даже старых ящиков. Частенько примитивные балаганы ничем не отличались от обычных сараев. Выступали в цирке в те времена и иностранцы, показывая в основном, конные номера.

Кстати, отечественные артисты в ту пору были в весьма «интересном» положении. Они наминались в качестве помощников к иностранцам: набирались опыта, а после выступали самостоятельно. Однако знать все же предпочитала зарубежных артистов и всячески им покровительствовала. Так или иначе, развитие отечественного циркового искусства «тормозило» крепостное право, ведь многие артисты не были свободными, ну, а хозяева не особо жаловали своих рабов. После отмены крепостного права ситуация улуч?илась, а уже в 1875 году на углу современных улиц Богдана Хмельницкого и Пу?кинской было построено первое стационарное здание цирка из камня.

С приходом советской власти был принят Декрет о национализации цирков. Первым получил статус государственного Киевский цирк в 1924 году. Понятно, новая метла метет по-своему. Приоритетами развития советского цирка стали тогда демонстрация физической силы, ловкости, смелости и красоты человеческого тела.  Каждый клоун должен был превратиться в публициста. Надо сказать, во время СССР цирковое искусство находилось на должном уровне, но с другой стороны, тогда?ний политический режим вставлял свои палки в колеса.

С развалом Советского Союза, произо?ел разрыв и всех экономических связей. У?ла в небытие система «Союзгосцирка». Как раз именно тогда и стали организовываться частные цирки, которых сегодня на территории независимой Украины насчитывается около тридцати, в то время как государственных всего одиннадцать. ? уж совсем в новинку украинцам – передвижные цирки-?апито. Бытует мнение, что цирк на колесах низкопробный и не профессиональный. Со своей стороны, Николай Кобзов, президент «Циркового Союза Кобзов», объединив?его десять передвижных цирков, опровергает это мнение. По его словам, программа может быть слабой в любом цирке, как в стационарном, так и в ?апито. Ну, а в отличие от государственных, коммерческие цирки сами борются за свой имидж и зрителей. Плюс выпускники киевского эстрадно-церкового училища работают за границей. Вот их-то как раз и пытаются привлекать коммерческие цирки. А ведь среди них есть и победители международных фестивалей циркового искусства в Монте-Карло и Париже.

Каждый передвижной цирк «Кобзов» – отдельное предприятие с собственной программой. ?, если, например, в одном городе выступает несколько ?апито, как это уже было в Киеве во время парламентских выборов, когда одновременно раскинули свои ?атры целых семь цирков, то и программы выступлений у всех разные.

Беда только в том, что украинские зрители любят «?аровой» цирк. Билеты в цирк стоят от 6 грн. За рубежом дела обстоят иначе. К примеру, в канадском цирке «Дю солей» стоимость билета от €50 до €200. ? ходят туда люди преимущественно взрослые.

Ориентируясь на зарубежный опыт, Николай Кобзов создал программу «Цирк для взрослых», в котором привычные традиционные аттракционы превратились в фееричное ?оу. Ре?ил его запустить в работу без специального анонса. Каково же было удивление бабу?ек, при?ед?их на, до боли, знакомое представление с внуками, и увидев?их это «нечто»! Вот потому-то и не легко сломать стереотип – цирк развлечение для детей. Что ж, Кобзов на свой страх и риск ре?ил провести эксперимент над украинскими зрителями, дабы узнать, готовы ли они принять нетрадиционный цирк. ?, если, ответ, будет положителен, то он настроен продолжать свои пробы далее. К слову, стоимость «эксперимента» для одного человека – 50 грн. К тому же, Николай Кобзов продвинуться еще даль?е: не исключено, что популяризации своего дела, он будет даже нанимать разных уродцев. Но это пока далеко идущие планы.

DailyUA

Размещено в рубриках: ???????????, ????????????, ???????????


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние публикации


Реклама