Братья Запа?ные: лига профессионалов

22 сентября 2006

2181194.jpg«Цирк братьев Запа?ных» мы ждали с особенным нетерпением. В конце концов, дрессированных хищников нам показывают каждый сезон. Но тут было предвку?ение иного рода. Благодаря их частому появлению на телеэкране мы знаем, что Эдгард и Аскольд Запа?ные не просто демонстрируют со своими животными уникальные по сложности трюки – они создали ?оу, где профессиональные традиции советского цирка органично соединились с мас?табностью и блеском западных ?оу-программ. А сделав ставку на собственную индивидуальность, они породили феномен российского цирка: когда знают в лицо и любят не клоунов, как это было всегда, а дрессировщиков.

Теперь, после премьеры их ?оу в на?ем цирке, мы видим, насколько это впечатляет на самом деле. ? можем только догадываться, какой труд стоит за каждым из эффектней?их номеров. Но зачем гадать, если можно спросить? В перерыве между репетициями Эдгард ЗАПАШНЫЙ рассказал об их с братом работе и образе жизни.

Номера с хищными ко?ками – один из древней?их цирковых жанров. Можно ли придумать новые трюки, или сейчас остается повторять старые, только в новом антураже?

Я считаю, что можно многое придумывать. Например, брат исполнил трюк «прыжок верхом на льве». В свое время этот номер делал на? папа, но он использовал страховку, а Аскольд работает без страховки. В результате трюк настолько усложнился, что можно воспринимать его как новый. Разница такая же, как между полетом в космос на корабле и выходом человека в открытый космос.

Сейчас у нас с братом есть задумка сделать совер?енно новый номер: дрессуру на двух этажах. Нужно изготовить реквизит на уровне 4-5 метров, и чтобы работа происходила сразу на двух этажах. Пока мы не можем осуществить это технически, потому что требуются серьезней?ие инженерные ре?ения, но на макетах мы это себе уже представляем.

Еще одним нов?еством будет работа с белыми животными – мы с братом сейчас заняты их покупкой. Шоу, в котором бы участвовали животные-альбиносы (львы и тигры), в России до сих пор не было. Для них будет придуман новый репертуар.

Кажется, деньги на этот проект вы выиграли в теле?оу?

Мы, действительно, участвовали в программе «Капитал». Предложили этот проект инвесторам и смогли с ними договориться, но в дальней?ем сами отказались от их услуг. Дело в том, что бизнесмены почувствовали, какие прибыли может принести это вложение, и предложили нам контракт на 25 лет. Конечно, мы не согласились попадать в зависимость от других людей на четверть века. Сейчас мы на?ли другой путь осуществления на?их планов.

Раз уж речь за?ла о телеиграх… Вы с братом приняли участие в программе «Форт Боярд». Неужели в работе вам мало экстрима?

Мы смотрели про?лые сезоны этой игры, и она нам всегда казалась по-настоящему интересной. Кроме того, она снимается за границей. В России мы снимаемся часто, хотелось посмотреть, как это делается за рубежом. ?, помимо всего прочего, Аскольд – боль?ой поклонник активного отдыха. В результате мы вместе снялись в проекте «Форт Боярд», а Аскольд принял участие и в «Боль?их гонках». Надо сказать, испытания там действительно серьезные. На одном из конкурсов я ударился головой и, похоже, получил неболь?ое сотрясение мозга – но никому об этом не сказал, продолжил игру. ?грать там приходилось в полную силу. То же самое брат рассказывает про «Боль?ие гонки»: там все очень травмоопасно – может быть даже чересчур для телевизионного ?оу.

В ва?ем представлении очень сильная режиссура: воздействие музыки и света, возможности артистов и животных – все учтено. Наверное, постоянно изучаете, как выстраивают свои ?оу звезды мировой величины?

Конечно. Смотрю все цирковые программы и ?оу боль?их артистов, живу этим, питаюсь этим. Нельзя вариться в собственном соку. Нужно перенимать опыт великих людей, которые умеют заворожить зрителя. Если бы не гастроли в ?жевске, обязательно бы по?ел на московский концерт Мадонны. Этот опыт очень много значит. Я могу избежать нечаянных повторов или явно проигры?ных ходов в собственном представлении. Проанализировать ?оу мастеров и подумать, что нового можем сделать мы. Учиться можно бесконечно.

Ва?и образы – самые индивидуальные и запоминающиеся из всех, что мы видели в цирке. Услугами стилистов пользуетесь?

Теперь – да. С тех пор, как мы с братом поняли, что для кого-то стали героями, примерами для подражания. Это накладывает обязанность хоро?о выглядеть и одеваться, вести себя соответственно. Вообще, когда ты входи?ь в лигу профессионалов, то сам должен пользоваться услугами профессионалов – стилистов, визажистов. Одеваться не только так, как тебе хочется, но и так, как нужно. В гардеробе мы держим и смокинги, и тройки, и просто «цивильные», как мы их называем, костюмы – хотя надеваем все это редко. Недавно мама заставила меня купить руба?ку за тысячу долларов. Я примерил эту руба?ку, но когда увидел, сколько она стоит, сказал, что не буду ее покупать. А мама все равно ее купила. Надевал я ее ровно один раз, и теперь она лежит у меня дома. Но я понимаю, что мама была права. Теперь, когда у меня и у брата определенный статус, мы должны иногда надевать руба?ки за тысячу долларов.

Что происходит с ва?ими животными, достиг?ими «пенсионного» возраста?

Пока такое произо?ло всего один раз, когда мы тигра Ахилла отдали в красноярский зоосад. До этого он три года выполнял самую легкую работу и два года просто ездил с нами – мы его кормили, ухаживали за ним, но на манеж не выводили. Все это время мы подыскивали ему место, где он будет жить, потому что понимали: скоро ему будет трудно даже переезжать из города в город. Я посетил огромное количество зоопарков, но процентов девяносто из них меня не устраивали. Не хотелось, чтобы животное, проработав?ее с нами столько лет, посвятив?ее себя цирку и нам с братом, заработав?ее для этой страны кучу денег, проводило свою старость непонятно где. А в Красноярске по моему требованию для Ахилла поставили два вольера – зимний и летний, разработали специальный рацион питания. Руководители зоосада по?ли еще даль?е: они купили для Ахилла девочку-тигрицу. Считаю, ему обеспечена прекрасная старость.

Вы так трепетно относитесь к животным…

Конечно. Животные для нас часто оказываются на первом месте по важности. ? не только для меня и брата – все в на?ей команде чувствуют к ним любовь и уважение. А это понимание, что их нельзя только использовать, нужно и отдавать им много заботы, внимания, учитывать их интересы и пристрастия. Например, когда мы приехали в ?жевск, то в первую ночь на?и ассистенты не по?ли в удобную гостиницу, которая всего в пятидесяти метрах, а остались ночевать рядом с животными, которых еще не успели разгрузить из фургонов. Это нормально. Мы должны быть уверены, что они чувствуют себя спокойно. ? животные в ответ тоже могут проявить к людям бережное отно?ение, простить им какие-то о?ибки. Например, я несколько раз оказывался в таких ситуациях, когда хищник должен был меня порвать, а он меня прощал – не трогал. Представляете, я о?ибся, оказался беззащитен, а зверь смотрит мне в глаза: «Да отойди ты!». В такие минуты я ощущаю, что он со мной разговаривает, что он возвращает мне любовь и уважение, которое я испытываю к нему.

Недавно произо?ел несчастный случай с дрессировщиком Артуром Багдасаровым. Мы видели аттракцион Багдасаровых в про?лом году и были удивлены почти безрассудной смелостью их работы: они постоянно поворачивались к тиграм спиной, держали с животными минимальную дистанцию. Это казалось выс?им проявлением мастерства, умения находить контакт с хищниками – и вот эта трагедия. Когда что-то подобное происходит, у вас сердце не екает: может, бросить все?

Я могу прокомментировать ситуацию с Артуром Багдасаровым. Мы с ним друзья и накануне того, как его порвали, я говорил ему: «Артур, ты добалуе?ься, ты стал перебарщивать с хищниками, чересчур поселил в себе уверенность, что ты неуязвимый». ? дядя Ми?а (народный артист РФ Михаил Багдасаров, дрессировщик – прим. авт.), его отец, и сестра Карина говорили ему то же самое. Но Артур нас не послу?ал. Сейчас он уже два с половиной месяца в больнице и до сих пор неизвестно, будет ли он полностью здоров. Переборщил! В своей уверенности, в том, что он должен создавать для зрителя иллюзию полной дружбы между человеком и хищником (потому что все, что мы делаем, в конечном счете – для зрителя). ?ногда нужно произвести на публику неизгладимое впечатление, но иногда нужно показать и настоящую правду. Она в том, что хищник, пусть и дрессированный – это всегда хищник, опасное животное. ? есть вещи, которые звери не прощают – просто не могут. Например, когда чувствуют, что человек обнаглел и перестал уважать в них хищника. Они должны чувствовать, что человек сохраняет дистанцию.

Простите, а где эта дистанция у вас, когда вы кладете голову в пасть зверю?

Хищник хищнику рознь. Своих мы знаем досконально – или думаем, что знаем. На? опыт подсказывает, что с каждым животным мы можем позволить определенную степень доверия. Есть вещи, которые мы можем делать с определенными животными, но есть что-то, чего мы никогда не сделаем ни с одним хищником. Потеребить тигра за морду или положить голову ему в пасть – не самые сложные трюки. ? все равно, в сотый раз подходя к давно знакомому тигру, с которым уже много раз делал этот трюк, я рискую. Потому что это живое существо, а не механизм.

А правда, что тигры в ва?ем ?оу – не самые травмоопасные животные?

По статистике – да. Нам с братом очень серьезно доставалось от обезьян. Недавно мы сменили состав, и сейчас у нас молодые обезьяны, но одно время они рвали нас очень серьезно. У меня на теле много ?рамов от их зубов. На ло?адях часто получали травмы. Мы ведь не только с хищниками работаем: у нас советская ?кола, объединяющая несколько жанров.. Конечно, брэнд семьи Запа?ных связан с дрессурой тигров и львов, и мы с этим смирились. В этом заключена определенная героика, игра с опасностью, поэтому производит боль?ее впечатление. Но мы с братом начинали как жокеи и жонглеры. Сейчас делаем новый номер в жанре эквилибра.

Мы начали эту тему с вопроса о том, не возникает ли желание уйти из профессии, когда сталкиваетесь с очередной серьезной травмой. Вам ведь 30 лет всего.

Мы с самого начала карьеры знали, что работаем в таком виде искусства, где все может закончиться в одночасье. Где можно остаться инвалидом. Где покалечиться (или даже погибнуть) могут твои друзья, родные. Цирк – это искусство прямого эфира со всеми вытекающими из этого факта накладками, непредвиденными ситуациями. Мы готовы пережить это. Многое уже пережили, поддерживая друг друга: деда на?его загрызли хищники, и мама с отцом несколько раз были в реанимации. У брата на лице есть ?рам, полученный от на?ей тигрицы, я оперировался уже несколько раз. Но это нормально. Это цирк.

“Удмуртская Правда” – Алиса ЧУДОВА

Размещено в рубриках: ???????????


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние публикации


Реклама