Дмитрий ?ванов: «Цирк должен быть свободен»

23 июня 2006

2159677.jpgДиректор Государственного цирка Удмуртии Дмитрий ?ванов – образец современного менеджера культуры. ?нтеллигентный и демократичный, он равно уверенно чувствует себя и в сфере бизнеса, и в области искусства. Более двадцати лет занимаясь организацией музыкальных концертов и фестивалей, Дмитрий ?ванов стал экспертом в области джаза. А возглавив цирк, глубоко погрузился в изучение циркового искусства. Это и есть профессионализм в его высоком проявлении. Вероятно, только при таком руководстве на? новый цирк мог стать тем, чем он стал всего за три гастрольных сезона, – мощным республиканским культурно-развлекательным центром.

Дмитрий Евгеньевич, что важного произо?ло за про?ед?ий сезон?

Мне кажется, сезон был очень удачным. Произо?ло много событий, главное из которых – то, что мы перестали быть федеральной структурой и пере?ли в республиканское подчинение. ?жевский цирк стал Государственным цирком Удмуртии. Это боль?ая победа, потому что с этого момента мы стали свободны в выборе программ и отдельных номеров, в планировании сезона. Я считаю, что цирк – не только на?, но и цирк вообще – должен быть свободным. Мы много говорим о рыночных отно?ениях, об экономической и творческой свободе, но на сегодня?ний день у российской цирковой деятельности существует крайне неестественная монополия Росгосцирка. Этого быть не должно, и весь остальной мир существует в других взаимоотно?ениях – финансовых, человеческих, партнерских, творческих. Повторю: то, что мы получили независимость, – на?а победа. Еще одно важней?ее событие года случится в конце лета: будет закончено строительство циркового комплекса. В августе завер?атся строительные работы, а 1 сентября откроется цирковая гостиница, и на?и артисты будут жить в комфортных условиях. В этом сезоне при цирке открыта детская цирковая студия, и меня это радует. Недавно я был в Казанском цирке на юбилее детской цирковой ?колы и несказанно за них порадовался, дай Бог, чтобы у нас такие же детки выросли. Сейчас на?им студийцам пять-семь лет, они только начали заниматься. Пока им преподают общие дисциплины: у них такой возраст, когда надо присматриваться, к чему у каждого конкретного ребенка есть склонность. А даль?е уже произойдет выбор: у кого-то это будет жонгляж, у кого-то клоунада, гимнастика, батут, подкидные доски и так далее.

Значит, всероссийский детский фестиваль циркового искусства не случайно проходит именно в Государственном цирке Удмуртии?

Абсолютно верно. Уже третий год проводится фестиваль «Золотой круг манежа», и с каждым разом он оказывается все мас?табнее, рас?иряется география фестиваля. В этот раз приезжало 150 участников. Весной 2007 года пройдет очередной фестиваль. Мы выдвинули оргкомитету свои требования: боль?е ответственности возьмем на себя, займемся просмотром и более тщательным отбором конкурсантов, постараемся еще боль?е увеличить географию участников. Фестивальное движение нужно рас?ирять. Может быть, в на?ей студии мы успеем приготовить один номер и осенью поедем на международный юно?еский цирковой фестиваль в Москву, где в этом году ожидается приезд принцессы Монако Стефании, известной покровительницы циркового искусства.

А вам удается смотреть программы мирового цирка?

Мне удалось побывать в этом году на юбилейном цирковом фестивале в Монте-Карло, в Монако. На следующий год мы планируем несколько подобных поездок (в частности, на фестиваль в Париж и Монте-Карло и фестиваль в Будапе?те), причем поехать должны ведущие специалисты на?его цирка – инспектор манежа, творческий отдел. Для моих коллег это должно стать колоссальным опытом, который наверняка даст толчок к собственному развитию. ? потом, это обмен информацией, мнениями, впечатлениями и необходимое общение с западными импресарио. Международное общение мы тоже хотим развивать.

Что из представленного за про?ед?ий сезон показалось наиболее интересным вам самому?

Было несколько знаковых вещей. Например, мы смогли показать уникальный, на мой взгляд, спектакль, посвященный 60-летию Победы. Мы сделали его вместе с аттракционом Тамерлана Нугзарова – получилось замечательное театрализованное представление. Мы увидели один из самых серьезных на сегодня?ний день постановочных спектаклей, где соединились жанры песни, танца, цирковых номеров. Соединение это было сделано очень талантливо, мастерски, что вызвало соответствующую реакцию: спектакль был показан всего два раза для немногочисленных уже, к боль?ому сожалению, ветеранов Великой Отечественной войны, и они его приняли.

В начале этого сезона была показана программа Цирка на Цветном бульваре. Она отличалась от всех прочих тем, что Цирк на Цветном бульваре сегодня проповедует академическое цирковое искусство. ? мы это ощутили: 29 ан?лагов было на программе. Первый раз за все время существования нового цирка в ?жевске был такой ажиотаж. Я с удовлетворением наблюдал, как уже в 9 часов утра к на?им кассам выстраивалась очередь длиной почти до рынка. ? это был показатель искреннего интереса публики к цирковому искусству, а не искусственно созданный ажиотаж. Это проверялось на представлениях по зрительской реакции: звучали не «аплодисменты вежливости», а восторженные овации. Они были заслуженными, потому что на на?ем манеже работали молодые красивые ребята, которые пропагандируют настоящее цирковое искусство.

Запомнилось необычное лазерно-цирковое ?оу «Пять континентов», в которое вложено много сил и денег. Руководитель этой программы Гия Эрадзе – настоящий энтузиаст, который вдохновенно трудится над созданием современного цирка. В его ?оу нет академической дрессуры, но его экзотические животные на манеже красивы, эффектны. А значит, и такой цирк имеет право на жизнь. ?менно это я имел в виду, когда несколько лет назад при открытии цирка говорил, что мы будем показывать разные программы. Они не могут и не должны быть одинаковыми. Только позволяя зрителю каждый раз видеть цирковое искусство с разных ракурсов, мы можем заинтересовать его и удержать.

Программы этого сезона держали высокую планку качества. Что же должны увидеть зрители в следующем сезоне, чтобы не испытать разочарования или скуки?

Следующий сезон, возможно, станет еще более насыщенным, чем завер?ающийся. На? четвертый сезон мы начнем уже став?ими традиционными представлениями для первоклассников, которые проходят под патронажем Президента УР. Мы при?ли к тому, что у детей Удмуртии в сентябре два праздника: первый урок в ?коле и поход в цирк.

А 16 сентября начнется великолепный аттракцион – программа братьев Аскольда и Эдгарда Запа?ных. Я убежден, что на сегодня?ний день они – одни из самых интересных цирковых артистов, создав?ие очень яркую программу.

Запа?ные – настоящие цирковые «звезды», публичные персоны. Значит ли это, что билеты на их программу будут дороже обычных?

Нет, билеты будут стоить столько же, сколько на обычную программу. С момента открытия цирка мы стараемся держать ценовую политику, при которой любой человек может позволить себе билет в цирк. Да, мы немного подняли цены за последний сезон, но это было экономически обосновано инфляционными процессами, которые ощущает на себе каждый житель на?ей страны. Поскольку на? цирк не дотируется ни единой копейкой ни из одного бюджета – ни из федерального, ни из республиканского, ни из городского – и находится на полной самоокупаемости, мы вынуждены зарабатывать. ? научились это делать, в отличие от других цирков страны, которые находятся на дотации и при этом являются убыточными.

Чего нам ждать после ?оу братьев Запа?ных?

Вслед за традициями проведения бесплатных представлений для первоклассников и детского циркового фестиваля у нас появилась традиция осенью принимать у себя московский Цирк на Цветном бульваре имени Юрия Никулина. Программа, которую никулинский цирк представит на этот раз, будет называться «Мой старый цирк – моя любовь». Дело в том, что в этом году исполняется 85 лет со дня рождения замечательного клоуна и артиста Юрия Владимировича Никулина, и эта программа – посвящение ему. Кроме того, 50 лет исполняется ныне?нему художественному руководителю Цирка на Цветном бульваре Максиму Никулину. Государственный цирк Удмуртии соединяется с Цирком Никулина в этом двойном праздновании. Будет показана отличная программа – я совсем недавно посмотрел ее в Цирке на Цветном бульваре. После ?жевска эта программа сразу же отправится в Японию.

Боль?ой Московский цирк на проспекте Вернадского тоже дал согласие выступить у нас. Это очень интересная труппа. От всех прочих она отличается более традиционным подходом – это классический советский цирк, в чем есть своя прелесть. Следующей весной мы планируем цирк на льду Татьяны Абрамовой. Эта труппа редко бывает в России – в основном она выступает в Великобритании, Японии, Франции, Австралии. Так что ее гастроли в ?жевске – боль?ая удача. Далее ждем программу с экзотическими животными.

Кажется, фирменным стилем Государственного цирка Удмуртии становится использование лазерных технологий в цирковых представлениях.

Такого цирка, как у нас, нет нигде – не только в России, но и в Европе, в мире. ? когда артисты приезжают сюда, они просто не знают всех технических возможностей на?его цирка. К каждой программе я по мере сил прикладываю руку, потому что у артистов глаз «замыливается». Они работают на манеже ежедневно, и у них возникает ощущение механического взаимодействия со зрителем. А мы помогаем им что-то открыть для себя, обогатить программу за счет технического оснащения. Например, в программе «Цирк Евразии» мы добавили новое техническое ре?ение – лазерную установку. Показываем возможности новых технологий в цирке.

Режиссер этой программы – вы?

Я имею двадцатилетний опыт проведения пусть не цирковых программ, но концертно-зрелищных мероприятий, поэтому кое-какой профессионализм есть, и мы действительно помогаем артистам выстроить программу. Номера с использованием лазера для «Цирка Евразии» подготовили на? режиссер по свету и я. Но это не режиссура, а помощь, потому что режиссура – это выстраивание программы от начала до конца. Правда, в скором времени появится программа, полностью созданная творческими силами на?его цирка: в следующем сезоне мы планируем показать боль?ое представление с использованием лазерных технологий. Тем более что технические возможности для этого есть. Конечно, там будут и гастролирующие артисты, но их номера будут вписаны в драматургию этого спектакля. Это будет музыкальная сказка, в которой будет занято около пятисот артистов.

P.S. На этом разговор с Дмитрием ?вановым при?лось завер?ать: он спе?ил на репетицию. С артистом Александром Коковиным он готовит номер, который должен войти в оригинальную новогоднюю программу Государственного цирка Удмуртии. На репетицию мы по?ли вместе. Номер оказался блистательной эксцентрикой – клоунадой мирового уровня. Чудаковатый дирижер-неумеха путал ноты, ронял пюпитр, устраивал фейерверк из дирижерских палочек и гуттаперчево раскачивался в такт музыке… Да и весь номер смотрелся как фейерверк – брызжущий юмором, заражающий драйвом – стильный, красивый и безумно сме?ной. Честное слово, ничего подобного в гастрольных программах мы не видели.

Опубликовано: Удмуртская правда

Размещено в рубриках: ???????????


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние публикации


Реклама