Фокусы с Чайковским

23 марта 2007

Главный номер акробатического балета - Восточный лебедьВ 2002 году жюри самого престижного в мире конкурса циркового искусства в Монте-Карло без колебаний присудило главный приз – “Золотого клоуна” – китайской акробатической паре из Гуандунской труппы за номер “Восточный лебедь”. Под музыку нежного “белого адажио” из балета Петра Чайковского “Лебединое озеро” хрупкая артистка в белом комбинезоне принимала немыслимые позы, опер?ись пуантом на маку?ку своего партнера, а соскочив к нему на руки, растягивалась в ?пагат. Терпеливый и выносливый принц в романтическом порыве носился по сцене, держа свою грациозную Одетту на вытянутой ладони, а затем подбрасывал ее вверх, заставляя крутиться в воздухе так, что могли бы позавидовать профессиональные фигуристки. Поразив воображение европейских зрителей, практичные китайцы резонно сочли, что наткнулись на золотую жилу, и ре?или создать на основе “Лебединого озера” полнометражное цирковое ?оу, благо, сказочный сюжет балета допускает любые фантазии.

 Главный номер акробатического балета - Восточный лебедь

Проект, в котором соединились луч?ие силы Гуандунской цирковой труппы и Шанхайского балета, готовили три года, номера и хореографические эпизоды для чуть ли не сотни участвующих в этом феерическом представлении артистов сочиняли и ставили два десятка режиссеров. ?гра стоила свеч и пятимиллионного (в долларах) бюджета – ?оу вот уже полтора года колесит по миру, собирая огромные залы и приводя в неистовство публику.
Восхищаться есть чему. Два с неболь?им часа, которые длится спектакль, изобретательные китайцы не дают зрителям ни секунды переды?ки. Сохранив главный мотив либретто “Лебединого озера” о похищенной и плененной злодеем деву?ке и освободив?ем ее из заточения принце, постановщики внесли в него ли?ь одну конструктивную коррективу – красавица томится на Востоке, а ее спаситель – европеец. Эта географическая отдаленность героев становится отличным стимулом для режиссерской фантазии: отправив юно?у в путе?ествие через всю Азию, его заставляют пережить множество приключений. Собственно, правильнее было бы сказать, получить уйму экзотических впечатлений. А публике вместе с ним увидеть пару дюжин великолепных цирковых номеров. Летающих над сценой из кулисы в кулису на эластичных лонжах акробатов, закручивающихся в узел гуттаперчевых женщин-змей, скачущих на ?естах и гоняющих на одноколесных велосипедах эквилибристов, канатоходцев, бегающих по проволоке на пуантах. Все, естественно, под музыку Чайковского. Особенно, вероятно, умилит и позабавит балетоманов танец маленьких лягу?ат, в которых китайцы превратили лебедей. ?сполняют его специально обученные мальчи?ки в ластах, а плясать, в отличие от балерин в пачках, им приходится на руках. Апофеозом зрелища, как и положено, является акробатическое па-де-де Зигфрида и Одетты, то самое, что потрясло некогда Монте-Карло.

Конечно, многие балетные знатоки придут на представление, чтобы сравнить академическую и акробатическую версии “Лебединого озера”. Хотя сами китайцы считают, что одна из целей их постановки – популяризация балетного искусства,– верить этому, пожалуй, не стоит. Равно как и отягощать себя сравнениями. Тем более что цирковая феерия, которую выдумали в Шанхае, на порядок увлекательнее, чем те унылые и трафаретные “Лебединые озера”, которые танцуют в на?их театрах по воскресеньям на детских утренниках.

“Коммерсантъ Украина” - Сергей Ъ-ВАС?ЛЬЕВ

Фото: Юрий МАРТЬЯНОВ

Размещено в рубриках: ???????????


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние публикации


Реклама