Юрий Куклачев: “Через любовь к животным нахожу путь к сердцу ребенка…”
31 января 2007
Знаменитый клоун-дрессировщик борется за включение в ?кольную программу его учебника “Школа доброты”. Юрий Куклачев - единственный в мире клоун, совместив?ий репризы с дрессировкой ко?ек – дома?них животных, которые, как известно, очень трудно поддаются дрессуре. Более того, он создатель единственного в мире Театра ко?ек.
КАСТРЮЛЬКА В ХОРОШЕЙ ФОРМЕ
Юрий Дмитриевич, в про?лом году в то время, когда вы были в Америке, в Питере выступал… Театр ко?ек Куклачева!
В Америке на? театр признали уникальным явлением в области искусства и мы получили приз от Международной ассоциации “Феномен” при ООН. Действительно, аналога в мире нет. Ко?ачьим театром занимаются только два человека – я и мой сын Дима. У нас очень много номеров. Поэтому и существуют два состава, чтобы была возможность выступать на разных площадках.
Я слы?ал, что в Америке появился филиал ва?его театра.
Да у нас весь мир – филиал! В Штатах нас высоко ценят. Нам в Голливуде сказали, что, посмотрев выступления, поняли, что собой представляет культура России. Кстати, очень сильно повлиял на западное представление о русском цирке Слава Полунин.
За годы существования театра удалось то, о чем мечтали?
Да. Мы ведь могли спокойно уехать в ту же Америку, там раскрутиться и вернуться победителями. Как Слава. Но почему-то ре?или здесь остаться. Несмотря на все трудности.
Коллектив ва?его театра, наверное, делится на людей и зверей. Если не секрет, кого боль?е?
80 сотрудников и 120 ко?ек. В моей команде есть люди, которые работают со мной со дня основания театра. Хотя с кем-то из сотрудников приходилось и расставаться.
Почему?
Мне довелось испытать человеческое предательство.
Вы жесткий руководитель?
Совсем нет. Я требовательный, но вместе с тем мягкий. Люблю, чтобы был порядок. Не терплю актерских розыгры?ей. Считаю, что в работе с животными это неуместно.
А ко?ки как долго могут работать у вас?
У нас есть ко?ка Кастрюлька, которую я подобрал на улице в Лондоне. Она выступает со мной уже 19 лет, то есть еще до основания театра. При этом находится в очень хоро?ей форме.
Какими критериями вы руководствуетесь при отборе ко?ек?
Главный критерий – здоровье. У нас ведь жесткие спартанские условия.
Между животными в театре есть конкуренция?
Конечно. Животные очень ревнивы и бывают нетерпимыми к чужой славе, к чужому успеху.
Что изменилось после того, как театр стал государственным?
У нас теперь есть дотация государства. Что бы вдруг со мной ни случилось, театр будет существовать, ко?ки будут сыты. Помещение теперь нам передано в полное хозяйственное ведение. Если какой-нибудь олигарх вздумает вместо театра создать банк или какую-нибудь коммерческую структуру, то у него ничего не получится.
В театре работает известный кинорежиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который известен прежде всего по фильму “Д?Артаньян и три му?кетера”…
Да, он является главным режиссером на?его театра. Пусть вас это не удивляет. Ведь Юнгвальд-Хилькевич ставит и оперы, и оперетты. Он очень многожанровый и талантливый человек. В на?ем театре он ставит спектакли. У нас же не просто концертные номера, а цельные спектакли. Это один из принципов на?ей работы. Я работаю боль?е над отдельными номерами, а вот цельность спектаклей – это заслуга на?его главного режиссера.
“М?Р ПОКОР?ЛА ВЕРЕВОЧКА С ФАНТ?КОМ”
Во время выступлений вы призываете юных зрителей к доброте. Вообще, воспитательная миссия – главенствующая в ва?ем театре?
Конечно. Я написал книгу “Школа доброты” и работаю над тем, чтобы книга стала частью ?кольной программы, чтобы ввести в ?колах урок доброты. Это моя главная задача на сегодня?ний день. Считаю, что дети находятся в опасности. ?м дали такую свободу, от которой можно захлебнуться, после которой нужна реабилитация. Поэтому у меня составлена авторская программа, написано 9 учебников.
А в Министерстве образования как к ва?ей идее относятся?
Мои учебники про?ли экспертный совет ученых и утверждены на уровне Министерства образования, потому что через любовь к животным я нахожу путь к сердцу ребенка. Много ли учителей найдется, у которых есть такие эмоциональные рычаги воздействия. Да и моя дрессура – это не столько дрессура, сколько воспитание. Беру веревочку и привязываю фантик. Вот эта простая веревочка с фантиком покорила весь мир. Настолько все просто. Такая же методика должна быть и в педагогике. Нужно прислу?аться к ребенку и признать его превосходство, потому что он при?ел в этот мир со своей миссией. Как на сцене я действую от ко?ки, также и в воспитательном процессе нужно действовать от ребенка.
Кто-нибудь из политиков вам помогает?
К на?ему театру всегда хоро?о относился Юрий Михайлович Лужков и оказывал содействие в спорных вопросах. Кстати, ва? губернатор Валентина Матвиенко дала путевку в жизнь моим книгам, когда являлась вице-премьером. Она была единственным членом правительства, кто ко мне прислу?ался. Во многом благодаря Валентине ?вановне мне удается продвигать ту самую программу на основе книги “Школа доброты”. Я вместе со своими единомы?ленниками создал движение “Добрая Москва”, и Лужков нас поддержал. Это не партийное движение. Там функционерам делать нечего, потому что все основано на чувствах.
“БРЕЖНЕВ КО МНЕ ХОРОШО ОТНОС?ЛСЯ…”
Мы начали разговор с ва?его сына Дмитрия. А кроме него у вас есть ученики?
Мои ученики выступают по всему миру. Но создать театр еще никому не удалось.
Вы помните свое первое впечатление о цирке?
Да. В 8 лет посетил цирк и тогда же ре?ил стать клоуном. ? теперь принцип моей работы заключается в том, чтобы дать ребенку устремление, чтобы он как можно рань?е понял свое предназначение и готовил себя. Когда я ре?ил стать клоуном, то для меня альтернативы не существовало.
Были ли у вас ориентиры в профессии?
Да. Чарли Чаплин.
А в дрессуре?
Нет. Я ведь стал первым клоуном, работающим с животными. Меня называли первооткрывателем и даже сравнивали с Юрием Гагариным.
Вы имеете множество наград. Есть ли из них самая дорогая?
Да. Премия Ленинского комсомола. В ду?е я остался комсомольцем. Эта организация, в отличие от КПСС, не была формализованной. Там преобладали энтузиазм, духовность, чистота и вера в луч?ее. Вообще, в советское время я пользовался боль?им успехом, но и работал очень много для достижения успеха. Меня ценили на самом высоком уровне. Брежнев ко мне очень хоро?о относился.
Между прочим, в советское время вас чаще показывали по телевидению.
Сегодня сам этого не хочу. Теперь даже жалею, что снимался в передаче “Спокойной ночи, малы?и”. Хотя мне это очень нравилось. Но у публики сложилось мнение, что я работаю только для малы?ей. Этот стереотип до сих пор действует. Вы же сами видели, что на моих выступлениях преобладает детская публика. А вот на Западе наоборот. Но там взрослые ведут себя так же непосредственно, как и дети. Недавно в Америке на моем выступлении побывала зрительница, которой в тот день исполнилось 100 лет. Мы ее вывели на сцену и поздравили с юбилеем.
“Невское время” -Константин ГЛУШЕНКОВ
Размещено в рубриках: ??????????????