Без страховки

23 января 2007

В своё время, лет этак десять-пятнадцать тому назад, в одной из корреспонденций я обмолвился, что, мол, Усть-Куту изрядно повезло. Повезло в том смысле, что в связи с сооружением магистрали века, после того, как смолкли фанфары и эхо забиваемых «серебряных костылей», здесь обосновалось немало интересных людей – увлечённых, талантливых, каковыми являются все романтики. Сегодня и слово-то это – «романтики» – как-то сту?евалось, поблекло.

Встреча с М. Горбачёвым - снимок на памятьЧто поделае?ь, времена изменились, блажь из голов повыветрилась, хоче?ь не хоче?ь, а на землю на?у гре?ную спуститься при?лось: хватит, дескать, орёлики, полетали, повитали в облаках – и баста. Будет вам «за туманом и за запахом тайги» гоняться.

Вот и Роман Ваневский приехал сюда в то горячее время, когда маховик огромной стройки только-только начинал набирать обороты. Шёл год 1975-й. До этого Ваневскому довелось и в футбол поиграть профессионально, и цирковым артистом поработать. Думал, гадал ли, что именно здесь, в Усть-Куте, он по-настоящему откроет себя самого, создаст чуть ли не единственную в стране детско-юно?ескую ?колу циркового искусства – «Криц». ?менно сами ребяти?ки придумали это название, перевернув смеха ради слово «цирк». Шутка при?лась по ду?е, как, впрочем, и всё, что связано с детищем Ваневского. Более 30 лет отдал Роман Николаевич любимому делу – воспитанию детей средствами циркового искусства. Сотни ребяти?ек про?ли через студию и сохранили о ней самые добрые воспоминания. Студийцы часто гастролировали по районам ?ркутской области, обслуживали мероприятия областного, российского и даже всесоюзного мас?таба. Дебют на уровне российского слёта юных туристов-краеведов состоялся летом 1981 года. Всё свободное время участники слёта проводили у детской эстрады, где представляли своё искусство начинающие цирковые артисты под руководством Ваневского. Сам Роман Николаевич, человек разносторонне одарённый, выступил вместе с ребятами в жанрах фокусника, жонглёра, эквилибриста. Надо было видеть, как гордились своим руководителем юные дарования.

Одним из самых удачных проектов, реализованных Романом Ваневским в рамках студии, можно считать работу с воспитанниками Усть-Кутского детского дома. Десятки ребят обрели здесь своих друзей, открыли для себя радость постижения основ циркового искусства. Многие из них стали профессиональными артистами и до сих пор поддерживают связь со своим учителем.

Увы, педагогическая и творческая судьба Романа Ваневского складывалась не всегда гладко. Будучи человеком прямым и честным по характеру, он открыто говорил о недостатках в работе отдельных чиновников, чем вызывал к себе определённое отно?ение. К сожалению, неприязнь к нему самому переключалась и на всю студию, что во многом ме?ало творческой, продуктивной работе, связывало инициативу, не позволяло выйти на более высокие уровни представления ребячьих талантов. По твёрдому убеждению заслуженного учителя РФ Леонида Выговского, на таких преданных своему делу и детям талантливых педагогах, как Ваневский, и держится вся система дополнительного вне?кольного образования, которая ре?ает важные задачи воспитания подрастающих поколений, подчас не получая ни поддержки, ни должного внимания и финансирования. Многим просто невдомёк, считает Леонид Аполлонович, что рядом с ними работает неординарный человек, который не только оставит себя в своих учениках, но и помогает всем окружающим жить достойно.

Минув?ий, 2006-й, стал юбилейным для «Крица» – 30 лет! Знаю, как готовился к нему Роман Николаевич. Подумать только, чтобы выпустить красочный многостраничный буклет, посвящённый своему любимому детищу, руководитель детской цирковой ?колы продал свою ма?инё?ку. К слову говоря, он и на реквизит для студии, и на поездки за пределы Усть-Кута тратил свои кровные. Но праздника не получилось. Сцену ДК речников для отчётного концерта «Крицу» не предоставили, на том, дескать, основании, что дети, занимающиеся в цирковой ?коле, не «их», не департамента по культуре, а отдела образования. В Усть-Куте, видно, принято делить ребяти?ек, как говорится, на «на?их» и «чужих». Выручил местный музей истории и краеведения, где и про?ла «торжественная» часть, была развёрнута выставка. Концерт, к которому с таким тщанием готовились, не состоялся…

Словом, устал Ваневский воевать с «ветряными мельницами», взял отпуск на год и с тяжёлым сердцем уехал в ?ркутск: может быть, в областном центре найдётся место, «где оскорблённому есть чувству уголок». Понимал, что без него «Криц» развалится, сли?ком уж тяжёлую лямку придётся тянуть его заместителю. Знал и то, что вряд ли вернётся в Усть-Кут: атмосфера равноду?ия кого угодно может выбить из седла…

Недавно он позвонил мне в редакцию: может, встретимся? Где же? Да на занятиях «Крица», говорит, в 76-й иркутской ?коле. Верный себе и своему призванию, Ваневский при активной поддержке директора ?колы Людмилы Леонидовны Тучковой «взялся за старое» – организовал студию циркового искусства. Это надо видеть, с каким желанием, удовольствием постигают ребята азы циркового искусства – жонглируют, ходят на руках, выполняют гимнастические упражнения. Надо сказать, что добрая молва о цирковой студии уже ?агнула далеко за пределы микрорайона, где расположена ?кола. Две девчу?ки в сопровождении мамы приезжают аж из предместья Рабочее, есть ребята из ?ркутска II. «Где же вы рань?е были?» – говорят родители.

После занятий, когда опустел спортзал, завязалась беседа. Мне всё интересно: как принял Ваневского ?ркутск, каким оказался дебют и почему именно «Криц»? Что это – продолжение усть-кутской ?колы, новая глава? ?ли вообще новая история? ? ещё: не стра?но ли начинать свою жизнь с белого листа? Ведь и возраст уже…

Можно сказать и так: с белого листа. Но повери?ь ли – никакого страха. Ведь это во мне живёт – цирк, ребяти?ки, этот азарт, с которым дети постигают тайны искусства, учатся владеть собой, своим телом. Ты видел их глаза: это же огромная радость – не только чувствовать свою причастность к цирковому искусству, но и самому пробовать свои силёнки. Название я ре?ил сохранить – это ведь тоже луч?ая, самая продуктивная часть моей жизни. К тому же всё, что наработано за минув?ие десятилетия – опыт, методики, знание детской психологии, – всё это бесценный капитал.

Р. Ваневский с группой студии Криц при ?коле № 76 ? всё-таки любопытно: ведь, казалось бы, всё, к чему стремится артист, педагог, тебе выпало с избытком. Признание, слава, уверенность, я бы даже сказал – триумф, вспомни гастроли по городам Украины, Поль?и. ? вдруг такое ре?ение: уехать из Усть-Кута, сняться с якоря…

Ты говори?ь – «уверенность». Вот её-то как раз и недоставало. Не склонен вдаваться в детали, скажу ли?ь, что главный импульс – обида. ? чувство горечи. Юбилея я ждал, его ждали мои питомцы, их родители, да и многие из устькутян. А что вы?ло? Да что тут заламывать руки да плакаться в жилетку. Надеюсь, что в ?ркутске атмосфера окажется более доброжелательной и не менее творческой: здесь у меня немало друзей, весьма неравноду?ных к цирковому искусству, как, впрочем, и к тому, как воспитываются на?и дети, кем вырастают.

Перед тем как перебраться в ?ркутск, ты побывал на родине, в Старом Самборе на западе Украины, завернул в Москву, где встретился с быв?им президентом СССР Горбачёвым. При каких обстоятельствах произо?ла эта встреча?

Это не моя инициатива. Михаил Сергеевич принял нас по просьбе режиссёра Госкино Якова Назарова, который снимает фильм обо мне, гре?ном. ?, что весьма любопытно, Горбачёв очень живо интересовался ситуацией, сложив?ей в Усть-Куте вокруг «Крица». Оказалось, что Михаил Сергеевич хоро?о помнит на?у с ним предыдущую встречу лет 6-8 назад, когда он уже ото?ёл от боль?ой политики, оставив за собой руководство фондом его имени. Тогда он здорово помог цирковой ?коле: на средства, выделенные им, мы, студийцы, сумели совер?ить зарубежную поездку, в частности в Германию и Поль?у, приобрести инвентарь. Когда я ввёл Горбачёва в курс дела, он с возмущением отозвался о чиновниках, способных загубить самое доброе дело. Ведь речь идёт о воспитании будущих граждан России. Вместо десяти минут, которые отводились по протоколу на беседу, он уделил разговору около часа!

?нтересуюсь, как устроился Роман Николаевич с жильём, какие планы вына?ивает.

При содействии того же Леонида Аполлоновича Выговского выделили мне комнатку в общежитии лицея в Юбилейном. Спасибо ему – есть теперь и кры?а над головой. А что касается планов, то здесь, как говорится, всё в ажуре. Цирковая студия становится на ноги. У меня появились помощники – люди деятельные, инициативные, любящие ребяти?ек. Да, вот ещё – надумали мы с директором ?колы к Дню Победы спектакль поставить по пьесе Симонова «Русские люди».

Так ты ещё и артист?

Приходилось играть на любительской сцене в Курске. Правда, недолго, но театр я всегда любил и люблю. В спектакле примут участие педагоги 76-й ?колы. Я буду играть отрицательного героя, немецкого нациста. Думаю, что творческая удача не обойдёт стороной.

Неболь?ой, но очень красноречивый ?трих. А на днях включаю «Утреннюю почту» и что вижу! В студию входит – глазам своим не верю – мой добрый друг Роман Ваневский, поздравляет всех нас, зрителей, с наступив?им новым годом, Рождеством и снимает свою знаменитую, видав?ую виды ?ляпу. ?, заразительно улыбаясь, начинает показывать один из своих коронных номеров. ?з ?ляпы, которую он только что продемонстрировал и мы убедились, что в ней ничего?еньки нет, фокусник вынул несметное количество разноцветных лент и ёлочных гирлянд – целый ворох! Восторгу ведущих программы не было границ. Роман сделал всем ручкой и исчез. Я посмотрел на часы: 8.30 утра. Набираю номер мобильника Ваневского.

Ну ты даё?ь, Роман Николаевич. Ничего не скаже?ь, талант!

Такой уж я редиска, – со смехом ответил Ваневский. – А что, в самом деле неплохо?

“Восточно-Сибирская Правда”

Размещено в рубриках: ???????????


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние публикации


Реклама