Школа Натальи Александровой-Серж

14 декабря 2006

act_small.JPGЕще сравнительно недавно на? цирк радовал богатым разнообразием номеров конного жанра – “свобода” и гротеск-наездницы, выс?ая ?кола верховой езды, жокеи-наездники, и даже мас?табные конные пантомимы.Ныне жанр заметно оскудел. Весь конный цирк представлен в основном ли?ь джигитами, из которых “лица не общим выраженьем” можно выделить ли?ь две-три группы, имеющие собственный почерк. В остальных же заполонив?их арены цирков номерах предлагается стандартный набор –  обрывы под ?ею, под живот скачущей ло?ади, “ножницы”, и прочие стандартные трюки.

О том, почему установилось такое однообразие, отчего исчезают другие, не менее зрелищные и притягательные конные номера –  тема отдельного разговора. Мне же сегодня хочется рассказать о “последнем из могикан”, номере исконно традиционного жанра – “Жокеи-наездники” и его руководителе Наталье Александровой-Серж.

Но прежде – неболь?ой экскурс в историю. Основатель конно-акробатического ансамбля “Жокеи-наездники”, став?его одним из крупней?их групповых номеров советского цирка, –  Александр Сергеевич Александров-Серж почти 70 лет выступал на манеже. Он вырос в семье потомственных артистов цирка – на арене работали его дед, отец, мать, братья. Со временем его сыновья Святослав и Юрий продолжили семейную традицию. Святослав стал руководителем номера. В годы войны оба служили в гвардейском кавалеристском корпусе, были награждены орденами и медалями.

В 1945 году Александр Александров-Серж организовал при ?вановском цирке первую в мире конно-акробатическую студию. Девять мальчиков и три девочки, закончив?ие ее, стали      профессиональными артистами. Среди них были Зоя Хохлова, Виктор Логинов, Владимир Теплов, Геннадий Утехин, Юрий Тамарин и другие.

Шли годы, сменялись манежи, ло?ади, партнеры, но неизменным оставалось одно – марка “Александровы-Серж”, что всегда было гарантией высокого качества и артистизма. Сегодня продолжательница старей?ей династии Наталья Александрова-Серж, единственная в истории цирка женщина, которая руководит группой жокеев-наездников. Увы, номеров полдобного жанра осталось очень немного в российском, да и мировом цирке. Впервые она вы?ла на арену девятилетней девчонкой. Первое свое выступление – в Красноярском цирке, 9 августа 1964 года – помнит, словно это было вчера. С тех пор год за годом постигала вначале азы, а затем и “выс?ую математику” такого нелегкого жанра. ? была первоклассной исполнительницей.

Своей труппой Наталья Георгиевна руководит с 1976 года. За это время мастерством артистов восхищались зрители почти всех российских городов и многих зарубежных стран. Цирковая энциклопедия объясняет термин “Жокейская работа” как своеобразную композицию разнообразных навыков наездника и конного акробата, усложненную специфическим трюком, так называемым “жокейским прыжком” и видоизмененную вне?ней инсценировкой номера.

Чтоб овладеть всем этим требуется не один год упорной, тяжелой работы. ? потому у Натальи Александровой-Серж в номере помимо основного исполнительского состава всегда ученики. Специфика жанра такова, что артистов надо готовить что называется “с младых ногтей”, с детства. Зато освоив?ему жокейскую работу артисту подвластны многие жанры циркового искусства –  ведь он и наездник, и акробат, и эквилибрист.

За то время, что руководит номером, Наталья Александрова-Серж подготовила более 70 артистов жанра. К проблемам творческого плана добавляются и чисто бытовые, и организационные.

Обычно я беру 11-12-летних ребят – детей артистов, воспитанников спортивных секций, самодеятельных цирковых коллективов тех городов, в которых гастролируем, – рассказывает Наталья Георгиевна. – Мое непременное требование – у ребенка должно быть желание работать в этом жанре, любовь к цирку. Труд на? нелегкий и на репетициях скидок на возраст не делается. Необходимо упорство, иначе ничего не получится.

Дети ездят с нами и мне приходится не только тренировать их, но и следить за ?кольными успехами, и воспитывать, и готовить им еду. Но это еще далеко не все трудности. Взять ребенка на обучение – боль?ая проблема. Родители ребенка, которого мы пригла?аем работать в номере, должны  собрать кучу документов и справок о состоянии здоровья. Целая канитель. К тому же я должна дать обязательство, что ребенок обязательно получит среднее образование. ? надо сказать, за учебой я служу строго. ? очень горжусь, что многие мои воспитанники после ?колы поступали в вузы – на факультеты физвоспитания, в Г?Т?С, театральные институты.

Во все времена существования группы зрители могли видеть на манеже ?естерку ло?адей одной породы, как правило, серой масти. Это было “фирменным отличием” группы Серж. Сегодня, увы, такое практически невозможно. Конезаводы ныне не те, что прежде, экономическое положение и здесь оставляет желать луч?его, и это сказывается на выращиваемом поголовье животных: выбора попросту нет. Если ло?адь серой масти, то обязательно с плохим экстерьером, если хоро?ий экстерьер, то обязательно масть какая-то непонятная. Есть, конечно, на конезаводах элитные ло?ади, но –  по недоступной цене и Росгосцирк просто не может выложить такую сумму: хоро?ая ло?адь стоит столько же, сколько престижный импортный автомобиль. Так что тепере?ние четвероногие партнеры Александровой-Серж представляют весьма разнородный состав – владимирской, тракенской породы. А еще два пер?ерона, которых закупили во Франции.

Жанр жокеев предусматривает умеренную скорость бега ло?ади. У Натальи Серж все наоборот. Главное – темп, темп. ? чем стремительнее бег ло?адей, тем сложнее исполнение каждого трюка, а тем более относящихся к классу “ультра-си”.  Таких как сальто-мортале, фляки, курбеты на ло?ади, двойные и тройные прыжки, сальто-мортале с одной ло?ади на другую. Весь этот трюковой вихрь вызывает неизменное восхищение публики, но чреват боль?им риском для артиста. Ведь как бы хоро?о ни была подготовлена ло?адь, в работе с ней никогда нельзя достигнуть абсолютной точности. Ло?адь может неожиданно поменять ритм, что для зрителей почти незаметно. ? наездник, стоящий у нее на спине, должен почувствовать это мгновенно и сгруппироваться, чтоб не упасть на землю. Впрочем, это “артистическая кухня”, о которой публике, удобно устроив?ейся в своих креслах и получающей удовольствие от увиденного, знать не обязательно. Как и то, что в отличие от исполнителей других акробатических жанров, у жокеев не используются пассировочные средства. Артисты совер?ают сложные прыжки со скачущей во весь опор ло?ади не на смягчающий удар мат, а практически на бетонный пол.

“Чувство наездника и ло?ади – должны быть единым целым. Если жокей не чувствует ло?адь, а ло?адь – его, то трюка просто не получится” – это одна из первей?их основ, которую с самого начала вну?ает своим ученикам Наталья Александрова-Серж.

Усвоив уроки мастерства наставницы, каждый ее подопечный не только виртуозно пользуется своим исполнительским мастерством акробата, но и не на секунду не упускает из виду бегущую под ним ло?адь, чувствуя наперед, что она может сделать в следующий момент.

За те несколько минут, что длится номер, на манеже вихревой круговертью следует целая серия отличней?их трюков: прыжок (курс) четырех человек на идущую карьером ло?адь, арабское сальто-мортале, прыжки с манежа на спину скачущей ло?ади. А еще – верту?ки около крупа бегущей ло?ади, выпрыжки, задние кульбиты, прыжки в седло, флик-фляки в темп.
Впереди у артистов – подготовка новых, еще не исполняемых трюков, каждодневная ?лифовка каждого элемента трюка, поиск новых изобразительных ре?ений. Впереди у зрителей – новые встречи с оригинальным, по-настоящему захватывающим номером “Жокеи-наездники”, руководитель которой достойно продолжает артистическую эстафету цирковой династии Александровых-Серж.

“Парад-Алле” – Николай ВЛАД?М?РОВ

Размещено в рубриках: ????????


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние публикации


Реклама