Юрий Куклачев: “Ельцин вручил мне орден за дружбу с ко?ками”

5 декабря 2006

kuklachev.jpgКто он — дрессировщик, клоун, артист театра или просто человек, любящий и понимающий ко?ек? ?мя Юрия Куклачева известно во всем мире. Его ко?ачий театр признан явлением феноменальным, подобное еще никто и никогда не делал. Труппа работает в центре двух крупней?их городов: в Москве, на Кутузовском, и на Бродвее, в Нью-Йорке. А сам мэтр отправился учительствовать в подмосковные Мытищи. 
    
Юрий Дмитриевич, что вы здесь делаете, что преподаете?

Уроки доброты провожу. Я начал проводить их тридцать лет назад в Париже. Рассказывать о животных, показывать их. Я обратился тогда в на?е Минобразования: “Давайте в России подобные проводить”, но мне сказали: “Фундаментальные науки нужны, а это все для детского сада”. А сейчас все увидели, как без доброты произо?ли быстрые изменения в обществе. Зло стало активно захватывать территорию. ? детям не на что стало ориентироваться, опереться. В чем смысл этих уроков: через любовь к животным к сердцу ребенка мы находим путь. После этого с детьми можно разговаривать на очень серьезные темы. Мы говорим о самом главном — мы ведем их в духовный мир. Физика, химия, математика, физкультура — это все хоро?о. Но самое главное, как я считаю, необходима психология — урок о ду?е. А основа ду?и — доброта. Вот об этом-то мы и ведем с детьми разговоры.

Все так просто?

Да. У доброты есть свои друзья — честность, милосердие, справедливость и враги — зависть, трусость, злость. Это все чувства, это нельзя потрогать руками. Многие психологи говорят, что мы не понимаем, что это такое. Конечно, понять, что такое доброта, так сложно. Сейчас задача — поставить эти уроки на научную основу. Представляете, в один день по всей стране выйдут учителя и начнут проводить уроки доброты!

Успехи видны сразу?

На?и дети перебивались поначалу с “тройки” на “двойку”, там тяжелое наследие — папа алкоголик, но ребята изменились кардинально за 10 уроков. Я предлагаю конкретный разговор, например, об обиде. Оказывается, агрессия начинается с простого слова — “обиделся”. Обиделся и ищу, как отомстить. Весь талант, все способности устремляются сюда. Чистота — залог здоровья не только тела, но и мыслей, веры. Самое главное чувство во вселенной — любовь. Многие неправильно ее понимают. Надо детям со ?колы объяснить, что это такое, чтобы они не сме?ивали это слово со словом “секс”. Мы учим маленьких детей выбирать свой путь, свою профессию, каждый из них гениален, а свой путь им поможет найти их сердечко, главное — его спра?ивать, советоваться. Сейчас у нас глобальная задача — сделать “Доброе Подмосковье”.

Вы знаете, как воспитывать детей?

Это самая сложная работа. Многие дети говорят, мол, хочу быть воспитателем, учителем, но своих детей я не хочу. ?х уже с семи лет учат, что детей не надо иметь своих. Значит, она аборты будет делать? Надо, чтобы с самого детства девочка понимала, что самое боль?ое счастье — это ребенок. У меня сейчас Анастасийка, внучка, родилась, и я думаю, какой я идиот! Ей девять месяцев, а мы свою дочку в девять месяцев бросили, отдали бабу?ке, уехали в Америку. Тупые и безмозглые были, молодые. Ребенку в этом возрасте необходима мама. Сын мой это уже знает — везде, куда бы ни ехал, берет с собой малы?ку. На?е будущее не в том, что мы будем боль?е нефти добывать, электричества производить, на?е будущее — это на?и дети. Какая будет власть, директора заводов, депутаты Госдумы — на?а задача, чтобы они были добрые, отзывчивые, чтобы не допускали тех о?ибок, которые мы видели в 90-х годах.

У детей бывает какая-то непонятная зверская жестокость, часто неосознанная. Как с ней бороться?

Просто дать погладить ко?ку, прикоснуться. Добиться крепкого рукопожатия — это говорит о том, что ты должен в жизни за себя отвечать, за все свои движения. Как доброту дать? Через ко?ку. Вот все думают, что я ко?ек дрессирую, что я их там угнетаю, мучаю, но попробуйте ко?ку заставить что-то делать, если она не хочет, — невозможно. Нужно ко?ку так погладить, чтобы она откликнулась, послу?алась. На этом строится первый урок доброты.

В театре тоже детей учите?

Недавно с режиссером мы начали писать спектакль. Мы поняли, что писать о чем-то трудном, сложном невозможно. Поэтому у нас ко?ки садятся за парту, перед ними боль?ая доска. Дети задают вопросы, а ко?ки отвечают и я вместе с ними — о любви и доброте. Меня без ко?ек не воспринимают. Я прихожу в ?колу, а ребята меня спра?ивают: “А ты кто?” — “Юрий Куклачев”. — “А где твои ко?ки?” Поэтому надо обязательно с ко?ечками.

Ну, а все-таки ко?ек воспитываете или дрессируете?

Во всем мире ко?ка — это особое существо. Она не поддается дрессировке, если ты ее обидел, она тебя никогда не простит. Вот один из культурных телевизионных начальников, я не буду его называть, говорит, что Куклачев издевается над ко?ками. Но это надо быть больным и не понимать природу ко?ки. Обиженное животное подожмет хвостик, прижмет у?ки, забьется в угол и никогда не будет работать. Даже когда ко?ку глади?ь сзади — она кусается, а по головке — ластится. Это я применяю в работе. Этот принцип, я считаю, надо применять и на детях.

Сами легко учились?

Для меня ?кола была стра?ной обузой, потому что я не находил там себя. В цирковое училище пробился с седьмого раза. Но когда я поступил, то учительница по истории театра и литературы стала ставить мне “двойки”. Что такое? “А вы мало читаете, вас к концу года исключат”. Я побежал в библиотеку, взял список, а там: Эсхил, Лукреан, Еврипид, Шекспир, Мольер, и начал читать все подряд с ?ести часов утра. Сначала трудно, тяжело, а потом так втянулся. ? я стал отличником. Я потом ей написал: “Спасибо вам за те “двойки”, которые помогли мне стать человеком”. Клоун — это философ, нужно искать, нужно думать, как рассме?ить, для этого нужно изучить всю историю.

Я знаю, что один из первых ва?их педагогов был по фамилии Кис. Судьба?

Это что. Первая учительница была Мурзик. Кис был уже в училище, а в цирке появился друг Ко?кин.

А ва?а фамилия откуда взялась?

В деревне, откуда я родом, делали кукол. ?з мужчин остались только я и троюродный брат, живущий в Америке, его я на?ел только через тридцать лет, а все остальные девочки. Я фамилию Куклачевых возрождаю, у меня два сына.

Раз мы начали “от печки”, вы помните свою первую ко?ку?

В детстве в доме у меня не было ко?ек. Первого своего маленького котенка я на?ел на помойке — это был Кутька. Потом появилась Стрелка, затем собачка Па?тет, ко?ка Рома?ка. ? тогда у меня появился номер с ко?ками.

Как возникла идея театра?

Девяностый год. Я такой активный комсомолец. Первый создал совместное предприятие: “Цирк Европа”. Потом я понял, что цирк — это хоро?о, но мне нужен театр. Там сли?ком много людей, а люди имеют свойство предавать. Это я ощутил на собственной ?куре и понял, что надо работать с теми, кто не предает и верен до конца. У нас произо?ел конфликт, нас в Бельгии засудили, импресарио подал на меня в суд, и все от меня отвернулись. Дело в том, что я первый взял патент на звание “Московский цирк” в 1988 году. Сто лет был цирк, но название никто не запатентовал. Цирковое начальство посходило с ума. Меня объявили самозванцем. Все друзья пропали. Судились мы два года. Я выиграл. У меня были все документы и печати, международное право на имя. Я понял, что луч?е работать с ко?ками. Они не предают.

После судов — сразу признание?

В 1993-м мы получили орден Дружбы за создание театра. Ельцин на вручении так и сказал: “За дружбу с ко?ками”. Недавно Международная ассоциация “Феномен” при ООН вручила нам “Оскара”. Они признали, что аналога на?ему театру в мире нет. Есть номера с ко?ками. Около двадцати моих учеников сейчас работают в цирке. Номер 5—6 минут, а театра нет нигде в мире.

Бывают ко?ки вредные, упрямые, иногда в дома?них условиях и одну-то к лотку невозможно приучить, а у вас их сто двадцать!

Ой, ну приучить к лотку не так уж и сложно. Но есть рекомендации, которые нужно обязательно выполнять, когда ко?ка входит в дом. Все вопросы воспитания описаны в моих книгах. Прежде чем воспитать ко?ку, воспитай себя.

Откуда идет пополнение артистов? Кастинг с улицы?

Нет, у нас сейчас своя “улица любви” в театре, где идет секс нормально, и свое артистическое потомство. Котики становятся актерами где-то за полгода.

Вы хотите сказать, что ко?ки у вас не стерилизованные?

Конечно, ведь если ко?ка не родит, она заболевает раком матки, а половозрелый период у моих девочек уже в год. Мужики нормально еще, у них все отрафировалось — и порядок. А ко?ки погибают все. Поэтому коты у меня тоже не кастрированные. Сразу после ?кольных весенних каникул театр закрывается на неделю-другую. Приспосабливаемся.

Они же метят…

Что поделае?ь, инстинкты. В театре все помещения отделаны кафелем, легко моется. А так они живут в комнатах, ну а свой дом никто не метит, все привыкли, не дерутся. Вот новый мальчик появляется, его сразу окружают: “Ты кто?” — точно как у зэков, я все фильм хочу снять. Начинается выяснение отно?ений, кто кого, кто стар?ий, у них расписано все четко.

А если нет никаких талантов?

Ну что поделать, дарим зрителям. Знаете, сколько по России, по Москве котов по имени Куклачев?! Хозяева звонят, рассказывают, как живут их подопечные.

Сколько живут ва?и артисты?

Стар?ий прожил у нас 25 лет. Сейчас одной ко?ке, Кастрюльке, из Британии привезли, 18 лет.

Я слы?ала, что в Англию как раз ва?у труппу не пустили?

Да, Санветконтроль не пропустил. Набирали прямо с улицы, с нуля, приручали, воспитывали три месяца, чтобы с ними можно было выйти на сцену. Зато потом их всех привезли в Москву. Так появился второй состав труппы. Летать с ко?ками — боль?ие сложности, кроме всевозможных прививок это боль?ие деньги. Рань?е перевезти одну ко?ку стоило три рубля, теперь двести пятьдесят долларов в Америку.

По породам таланты как-то различаются, например, персидские ко?ки известны своей флегматичностью?

Я бы не сказал. Единственное, что персы очень быстро умирают из-за мочекаменной болезни. Мы этот недостаток знаем, поэтому не даем сырого мяса, рыбу ни в коем случае, только специальный корм, содержащий птицу. ? обязательно вместе с сухим кормом ко?ка должна выпивать литр воды в день.

А приз за выступление?

Когда поощряем, когда — нет. Они не за это работают, это вам не собачка.

Артист занемог, выработался — что даль?е, усыпляете?

Нет, что вы. У нас сейчас работают три ветврача, целый ветеринарный центр. Лечим. Одному врачу нереально справиться со ста двадцатью ко?ками. Он должен каждый день посмотреть всем у?ки, погладить, вдруг какая-то царапинка — обследовать. Вот уже три года у нас ни одной болезни.

Как вы относитесь к новомодным кладбищам дома?них животных?

Очень хоро?о. Я бы с удовольствием при?ел на могилу к своей Стрелке — первой артистке, к Па?тету моему. Посидел бы там. Ведь это какая-то часть моей жизни. Это очень правильное и хоро?ее дело — кладбища. А так, куда собаку? В помойную яму? Животное как член семьи. Это друг. Когда у нас в театре умирает ко?ка, все страдают, плачут…

Как уживаются ко?ка с собакой в театре?

Очень дружно. Ко?ка с собакой находят общий язык за день-два.

Уже есть какие-то актерские ко?ачьи династии?

Конечно, например, Борис такой активный кот, производитель, у него уже не одно потомство.

Относитесь ко всем ровно или есть любимцы, звезды?

Нельзя. Нужно ко всем одинаково. Так же, как учитель должен приходить в класс, не выказывая свою симпатию или антипатию. Надо всех любить. Ребенок, даже самый ущербный, должен почувствовать любовь учителя, чтобы на урок идти с радостью.

Говорят, рыжие ко?ки приносят деньги, пестрые — счастье…

Не знаю, пусть говорят, я не против. Ли?ь бы не обижали. Главное, что это умное животное, и если чувствует любовь твою, отвечает взаимностью.

Курьезы с артистами случаются?

Ой, много. Я даже и не знаю, какой вам рассказать, — их сотни. Например, у нас у второй Стрелки были котята. А кто-то случайно в цирке не закрыл клетку с медведем. Зверь по?ел гулять. Чувствует, что-то за дверью ?евелится, пищит, и сунулся. А ко?ка не раздумывает, это же бесстра?ное существо. Сразу бросилась медведю в глаза, котят защищать. Он ее стряхнул, и — бежать с закрытыми глазами. Пос?ибал все: холодильники, стулья, пробил ворота и выбежал на улицу. А Стрелка с воплями за ним. Ми?ка залез на подъемный кран. Вызвали дрессировщика снимать. Пока он ехал, прибыла милиция: “В чем дело?” Объяснили: “Понимаете, ко?ка медведя из цирка выгнала”.

Вы человек верующий, а церковь вроде как к животным не очень хоро?о относится?

Я такого не слы?ал. Ко?ка единственное животное, которому дозволительно заходить в православный храм. Вот если собака за?ла в церковь, ее надо переосвятить, потому что первое что собачка сделает, это поднимет ножку. У кардиналов были ко?ки, как ни странно, Магомет тоже очень ко?ек любил.

Эмигрировать никогда не хотелось?

У нас долгосрочный контракт в Америке, поскольку мы там имели сумас?ед?ий успех. Причем не в русской Америке, мы не работаем для эмигрантов. Мы работаем на Бродвее для американцев. Вот ездим по два месяца в году, как до этого пять лет ездили в Японию. Сейчас едем в Голливуд, на?им выступлением заинтересовался Шварценеггер, он тоже ко?ек любит. Работали в театре, которым владеет Роберт Де Ниро. Но это не говорит о том, что надо там остаться. Здесь моя страна, мой народ, дети, которым я нужен. Мне повезло, в 1973 году я первый раз выехал за границу, в 1976-м ездил за рубеж постоянно. ? меня никогда там не привлекало, всегда очень сильно тянуло домой. Поработать там, что-то заработать нормально — можно. Но сегодня можно заработать и у нас.

Вы миллионер?

Я очень богатый, потому что у меня много ко?ек, дети, внуки — в этом мое богатство.

     
Справка “МК”

В 1977 г. Юрий Куклачев был удостоен почетного звания заслуженного артиста РСФСР, а в 1979 г. за постановку спектакля “Цирк в моем багаже” и исполнение в ней главной роли — звания “народный артист РСФСР”. Юрий Куклачев открыл первый в мире частный Театр ко?ек (“Кэт Хауз”). Во время гастролей в Париже театр был удостоен Золотого кубка и звания “Самый оригинальный театр в мире”. Куклачев — артист многожанровый. Он и жонглер, и эквилибрист, и каскадер, и фокусник, и дрессировщик. По убеждению самого артиста: “Клоун не тот, кто умеет сме?ить, а тот, кто умеет все делать”. Сейчас в труппе театра более 120 ко?ек и собак. В репертуаре театра 8 уникальных спектаклей: “Похитители ко?ек”, “Принц Щелкунчик и Крысиный король”, “Ко?ки-клоуны и любовь”, “Кот в сапогах”, “Ко?ки из Вселенной”, “Мои любимые ко?ки”, “Лебединое озеро”, “Школа доброты”. В Театре ко?ек вместе с Юрием работает его стар?ий сын Дмитрий, сумев?ий побороть сильней?ую аллергию на ко?ек. Млад?ие дети Куклачева тоже выбрали творческие профессии: Екатерина — дизайнер, а Владимир — артист балета.
     
“Московский Комсомолец” – Юлия ГОНЧАРОВА

Размещено в рубриках: ??????????????


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние публикации


Реклама