Рыцарь печали

5 декабря 2006

gorodetsky.jpgПоклонники артиста в разных странах мира содрогнулись от стра?ного известия: тяжелая черепно-мозговая травма и перелом основания черепа. Роберт Городецкий находился в реанимации в бессознательном состоянии. «Кому он ме?ал, и кто посмел поднять на артиста руку?», «Ведь этот человек никогда никому не причинил зла. Он нес людям только добро!», — так откликнулись поклонники таланта на это стра?ное известие.

Виновник преступления, как часто бывает в подобных случаях, не найден. Не известно, был ли нападав?ий один или их было несколько, простое ли это хулиганство или антисемитская вылазка…

Трагедия произо?ла в подъезде — негодяй притаился там с тяжелым предметом и поджидал… Вряд ли когда-нибудь выяснятся обстоятельства дела.

В те дни семья мечтала: «Ли?ь бы выжил!». Понадобились недели упорной борьбы врачей за его жизнь и месяцы — на реабилитацию, начав?уюся в военно-медицинской академии «Белые ночи» и продолжающуюся фактически до сих пор, уже дома. Вот что сообщила мне в начале сентября по телефону дочь Роберта: «Папа еще слаб. Он изменился. Почти не улыбается».

Да и сам Городецкий позже на мое замечание «У тебя теперь есть время размы?лять и придумывать что-нибудь новое» ответил: «Да, размы?лять я могу, а воплощать пока не в состоянии. Стоит сделать несколько резких поворотов, как я теряю равновесие. Мне еще делают разные процедуры».

***

Судьба распорядилась так, что Роберт Городецкий превратился из романтического подростка, влюбленного в цирк, в боль?ого артиста, Папу всех клоунов. Мы жили в разных городах, а потом оказались на разных континентах. Его родители, дружив?ие с моими, уехали в Нью-Йорк, мы — в ?зраиль, а он с семьей остался в Питере. Но связи на?и не прерываются. Время от времени мы встречаемся, и тогда в беседах заполняются информационные лакуны жизненных полей.

Я вспоминаю Роберта 13 14-летним подростком. Помню, как в их коммунальной квартире на ул. Белинского он уже тогда вечно что-то подбрасывал вверх, тренируясь в жонглировании, удивлял меня своими фокусами. ?з какой-то собственноручно сделанной ма?инки, прокатывая через барабан белые бумажки, вынимал купюры разной стоимости.

Папа Роберта, театральный художник Семен Наумович Городецкий рассказывал: «Сосед-пьяница, как увидел это, весь задрожал и потребовал, чтобы Роберт «сделал» ему много денег, иначе в милицию заявит. При?лось раскрыть секрет «печатания» денег, еле убедили, что все понаро?ку…»

А когда Роберт с родителями приезжал отдыхать к нам на юг, обязательно привозил свой реквизит, собирал детей и взрослых и устраивал спектакли. А я подавала какие-то тряпочки, ?арики, стаканчики, веревочки. Зачарованность в глазах зрителей была для него выс?ей наградой. ? эту зачарованность, улыбки, восхищение он стремился вызывать у окружающих всю свою жизнь со сцены. Это стало его потребностью и выс?ей целью. За это его и любят. Недаром его рекорд в «Книге Гиннесса» — «самый заваленный цветами Его Величество актер».

Профессия клоуна — его призвание. Он ?ел к ней самостоятельно, долго и упорно, несмотря на препоны, которые ставили сначала родители: «Что это за профессия — клоун!», а потом жизненные обстоятельства и государственные чиновники.

Став по настоянию родителей техником-конструктором, он тем не менее умудрялся на работе в свободные часы совер?енствоваться в цирковом искусстве. Все свои юные годы, да и позже, упорно работал над собой — ходил по проволоке, выполнял акробатические номера, жонглировал во время езды на одноколесном велосипеде, ставил иллюзионные трюки, пантомиму.

Вероятно, все те нагрузки, закалки и тренировки помогали в про?лом в противоборстве с физическими травмами, которые не раз случались в его жизни, и на этот раз тоже помогли выстоять. Однажды в студии пантомимы он упал с проволоки, и на него обвалилась вся опорная конструкция. Он долго приходил в себя. Были и другие травмы, которые оставили рубцы. Мне кажется, живучесть заложена в Роберте изначально, генетически. В их роду много долгожителей (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!).

На профессиональной сцене Роберт выступает 42 года, а в театре «Лицедеи» — без малого четверть века. ?менно здесь, работая с Вячеславом Полуниным, он вылепил став?ий классическим образ клоуна в черном цилиндре, белых перчатках и коротких ?тани?ках, в руках маленькая гармо?ка, а из уст льется чистая мелодия итальянской песенки «Голубые канарейки» («Блю, блю, блю канари»). Этот номер стал визитной карточкой театра.

Маска Городецкого — рыцарь печали, но парадоксальное сочетание печали и юмора создает взрывной эффект. Поэтому при всей серьезности физиономии Роберт умеет заставить публику улыбаться, смеяться, хохотать (в зависимости от нрава зрителя). А ведь сме?ить — это не так уж мало, ибо смеющийся человек, расслабляясь, хотя бы на время забывает о жестокости окружающего мира и личных неприятностях. Артист достигает с помощью музыки, пластики, визуального воздействия — языка поистине универсального.

С театром «Лицедеи» Роберт трижды объездил весь мир, его лицо узнаваемо повсюду, где смотрят телевизор или бывают на гастрольных спектаклях «лицедеев». Он снимался в художественных фильмах, где играл клоуна, о нем, прозванном млад?ими коллегами Папой, была снята часовая телевизионная лента на российском канале «Культура».

Во время на?их неоднократных встреч еще в быв?ем Союзе и ?зраиле, куда он семь раз приезжал на гастроли, я каждый раз выуживала у него подробности о творческих планах.

В последний раз мы виделись с Робертом в июне про?лого года в Нетании. Он приехал на гастроли в ?зраиль и взял с собой дочь и восьмилетнюю внучку Лолиту. Она — его надежда, и он ее бережно пестует. До болезни потихоньку приучал девочку к сцене. Ему хочется верить, что Лолита станет продолжательницей династии — для этого у нее есть все задатки.

…Роберт постоянно занят придумыванием чего-нибудь оригинального: фокуса или технического приспособления к нему, репризы, сценки, нового спектакля. В про?лом году он поделился: «Хочется сделать клубную программу только для себя одного. Сейчас готовлю часовое представление «Вол?ебные узелки». Я их развязываю, завязываю, вытаскиваю. Это серьезные фокусы с элементами юмора, то есть пантомима с предметом, которая идет на музыкальном фоне. Наверное, когда программа будет готова, зритель сам извлечет из нее какой-то смысл. У артистов на?его жанра так нередко бывает. Ведь Слава Полунин тоже сначала не называл свой спектакль «Снежным ?оу». Зритель сам дал название». Увы, этим планам пока не суждено сбыться. Повторяю: пока.

Начав?ийся этап «после трагедии» дает надежду на творческое возрождение. А то, что Роберт Городецкий этим летом вы?ел на сцену, настоящая сенсация. 

?з на?его телефонного разговора я узнала, как это было.

- Я получил пригла?ение на седьмой московский фестиваль «Планета  клоунады», – рассказывает Роберт. – Сказали, что привезут меня в Москву, и я должен присутствовать на открытии. Ни петь, ни играть от меня не требуется — только предстать перед зрителями.

? вот я в Москве. Сначала была пресс-конференция, все мы отвечали на вопросы журналистов. А потом я вы?ел на сцену со своими «Канарейками» и это, видимо, было для многих боль?ой неожиданностью. Как мне рассказывали, некоторые коллеги даже прослезились. Но я еще выступил и с сольным номером, в котором на зрителей выпускаю сверху множество бумажных красных сердец и зеркальных зайчиков, весело «бегающих» по темному залу.

Наверное, тебе трудно дался этот первый после болезни выход на сцену? — спросила я.

Да, нелегко. Было ощущение, что я разгрузил вагон с кирпичами. Даже вырезать бумажные сердечки приходилось, как бы учась заново. Но самое замечательное то, что со мной были друзья Анвар Либабов, Аня Орлова, я встретился с Юрой Куклачевым и другими коллегами. Конечно, сидеть дома скучно. Выход на сцену, встреча со зрителем придала мне силы. ?, хотя я полностью не восстановился, теперь буду стараться потихоньку выступать перед публикой.

«…Ты удиви?ься, — добавил потом Роберт, — а я ведь еще съездил по пригла?ению в конце августа в Вар?аву на Международный фестиваль театра пантомимы. ? там тоже вы?ел на сцену. Было много друзей, публика узнала меня…»

Вообще, с друзьями Городецкому повезло, они поддерживали его морально и материально. В январе, например, в студии петербургского художника Юрия Касьяника был организован благотворительный вечер, в котором приняли участие художники и артисты. Они не только собирали нужные для лечения Роберта деньги, но и облегчали его страдания ?утками и юмором. Друзья открыли счет для пожертвований и через интернет призвали всех доброжелателей артиста помочь ему так же, как он сам в трудную минуту с открытым сердцем помогал другим.

Молодые лицедеи и все, кто знает Роберта Городецкого, верят в то, что впереди у Папы много выступлений, и его вол?ебное искусство еще не раз доставит маленьким и взрослым радость, веселье и ощущение беззаботности.

“Алеф” – Евгения ЛАСК?НА

Размещено в рубриках: ???????????


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние публикации


Реклама