Особое мнение Анатолия Марчевского
16 ноября 2006
Гость программы – человек, которого называют «легендой отечественного цирка», он достойный представитель когорты таких мастеров, как Каранда?, Юрий Никулин и Олег Попов. Это знаменитый клоун, а по совместительству директор Екатеринбургского цирка, народный артист России Анатолий Павлович Марчевский.
Надолго к нам из Екатеринбурга?
Марчевский: Я периодически приезжаю сейчас в Москву в связи с тем, что в цирке Юрия Никулина на Цветном бульваре идет спектакль «Берегите клоунов», который я поставил в Екатеринбурге как посвящение этому великому человеку накануне его 85-летия.
Говорят, что вдова Юрия Владимировича Никулина Татьяна Николаевна специально приезжала в Екатеринбург, чтобы посмотреть программу еще там.
Марчевский: Это правда. Но сама история эта началась немного рань?е. В про?лом году мы привозили спектакль «Салют Победы», посвященный 60-летию победы в Великой Отечественной войне. Он очень триумфально про?ел в столице. Это действительно был удачный спектакль, и после него Татьяна Николаевна и Максим Юрьевич (сын Ю. Никулина) предложили мне поставить спектакль, посвященный Юрию Владимировичу. Я согласился. Считаю это за честь, оказанную мне. А потом задумался, что же делать? Потому что невозможно рассказать о Ю. Никулине так, чтобы всех это устроило. Потому что у каждого человека есть свое место в сердце, где живет Никулин.
Кто его знает по кино, для него он – такой, кто его знает по цирку, он – другой, кто – по телевизору, третий, кто – в жизни, четвертый. ? как всё это в манеже передать, чтобы было интересно всем?
? что вы придумали?
Марчевский: Цирк, к сожалению, нельзя слу?ать, его надо смотреть. Мне уже достаточно того, когда сегодня в конце спектакля у людей появляются слезы умиления, радости и благодарности за то, что они соприкоснулись с этим великом человеком, с его творческой биографией. Мы не рассказываем о Никулине, каким он был, потому что о нем люди и так много знают. Главное – что мы его восстановили в цирке, взяв репертуар. Самой главной проблемой и самым боль?им риском было то, что надо было исполнять репертуар великого человека. Мы очень детально подходили к нему, подбирали исполнителей, и когда всё это получилось, мы вздохнули. Зритель принимал репризы почти так же, как и при Юрии Владимировиче, была узнаваемость и не было отторжения. Наоборот, было чувство какой-то теплоты, и те, кто знал его, когда появляются пара Никулина и Шульгина, аж вздрагивают от неожиданности, не Никулин ли это по?ел. Такая узнаваемость в пластике.
Основной же задачей спектакля была передать ту атмосферу, которая была, когда на манеже творил Ю. Никулин. Мы не просто посвящаем ему спектакль, а восстанавливаем его в рисунке, в репертуаре, в пластике. Практически мы не просто создаем фильм или листаем фотографии, мы оживляем персонаж.
Для спектакля я взял всё, что можно было найти по цирку о Ю. Никулине, песни, которые он исполнял. ?менно у Никулина была замечательная песня «Берегите клоунов (которая и дала название программе), чтобы было весело на Земле». ?сходя из этого, и подбиралась программа, ведь сегодня у зрителей немного другие потребности. Сейчас боль?е в ходу вне?ние эффекты, а вот ду?евности, которая была при Никулине и Енгибарове, чтобы не только желудок дребезжал от смеха, но и чтобы сердце смеялось, что было только у великих клоунов, нет. Нам эту атмосферу хотелось передать. Поэтому и был придуман клоунский парад и клоунский эпилог. Плюс репризы. Номера мы также подбирали такие, с которыми обычно работал Никулин. Они по духу и атмосфере не ультрасовременные, которые не понятны старому цирку.
Нам важно было передать атмосферу того цирка, в котором жил Никулин, чтобы образ Никулина комфортно чувствовал себя во время спектакля, чтобы любой номер помогал ему в следующей репризе, а реприза переходила в номер. На на? взгляд, всё это получилось, и публика приняла данный проект…
? еще одна задача стояла перед нами. Чтобы те, кто знал Никулина, его вспомнили, а те, кто не знал, познакомился с ним…
Размещено в рубриках: ???????????