Животная сила искусства

15 ноября 2006

dengi_45_137-3.jpg85 лет назад, в 1921 году, на экраны вы?ла голливудская комедия “На?а банда”. В фильме не было бы ничего особенного, если бы не стаффорд?ирский терьер, исполнив?ий одну из главных ролей и обеспечив?ий картине успех. С тех пор звери неоднократно становились настоящими звездами экрана, что приносило их хозяевам немалые деньги.

Боль?е, чем жизнь

Животные развлекали людей с тех незапамятных времен, когда первого медведя обучили показывать “как баба по воду ходит”. Но ни одному из бесчисленных странствующих дрессировщиков не приходило в голову, что если сделать из животного знаменитость, наделив индивидуальностью, то доходы от его эксплуатации будут неизмеримо крупнее. Первые попытки превратить зверей в звезд ?оу-бизнеса предпринимались на заре эпохи свободного предпринимательства — в самом начале XIX века, и были они не сли?ком удачными, поскольку публика была еще совер?енно не готовой к тому, чтобы признать за животным хоть какие-то личные достоинства.

Судьбы первых зверей-звезд складывались весьма трагично. Так, слонихе Бетти, привезенной в США из Африки в 1804 году, при?лось столкнуться с худ?ими проявлениями человеческой жестокости и нетерпимости. После непродолжительного пребывания в Бостоне, где ее показывали публике, слониха оказалась на рынке скота, где ее пытались продать на мясо. По счастью, Бетти купил фермер по имени Акалия Бейли, который с ходу оценил коммерческий потенциал слонихи. Предприимчивый фермер переименовал Бетти в Старую Бет и научил ее нескольким трюкам. Бейли создал цирковую труппу, включав?ую дрессированных собак и других животных, но главной ее звездой, безусловно, была Старая Бет. Благодаря умелой рекламе слониха стала всеамериканской знаменитостью, а предприятие Бейли процветало. Но в июле 1816 года во время гастролей по ?тату Мэриленд случилась трагедия: Старую Бет застрелил не в меру набожный фермер, который считал, что в Библии ничего не сказано о том, что людям можно смотреть на слонов. А через 10 лет история повторилась с ее преемницей — Маленькой Бет. Во время очередных гастролей цирка Бейли слониха попала в хоро?о организованную засаду. Семеро стрелков изре?етили несчастное животное пулями только для того, чтобы посмотреть, как умирает слон.dengi_45_136zzzz.jpg
 
Писатель Эрик Найт придумал немало удачных персонажей, но самый яркий из них имел рыжий окрас и белые подпалины 

Однако с годами нравы смягчались. В 1861 году в Европу прибыл слоненок, которому было суждено стать первым настоящим животным-звездой — со всем, что полагается звезде: армией поклонников, всемирной славой, приступами звездной болезни и астрономическими прибылями антрепренеров. Первоначально слоненок попал в парижский зоопарк, но вскоре был выменен дирекцией Королевского лондонского зоологического сада на носорога и уплыл в Англию. Там он получил имя Джамбо, что на одном из африканских языков значит просто “слон”, но слоном он оказался далеко не обыкновенным. Джамбо вырос до рекордного роста в три с ли?ним метра и весил ?есть с половиной тонн, при том что средний африканский слон тянул всего ли?ь тонны на четыре. Гигант стал главным аттракционом зоосада, и за 20 лет жизни в Лондоне прокатил на своей спине не одну тысячу британских ребяти?ек. В 1881 году лондонской знаменитостью заинтересовался великий американский ?оумен Финеас Барнум, хозяин грандиозного передвижного ?оу, где выступали тысячи самых экзотических животных и сотни самых экзотических людей вроде карликов и бородатых женщин. Барнум предложил зоосаду продать Джамбо, но поначалу получил ре?ительный отказ на том основании, что Англия не разбрасывается национальным достоянием. По легенде, рассказанной Марком Твеном, который, будучи журналистом, имел контакты с быв?ими сотрудниками Барнума, ?оумен, дабы заполучить слона, купил обвет?ав?ий домик, в котором родился Шекспир. Когда Англия узнала, что дом Шекспира скоро будет демонтирован, перевезен за океан и установлен посреди барнумовского балагана, в стране поднялась буря негодования. Барнум же с деланным смущением обещал вернуть домик гения при условии, что ему продадут Джамбо. При этом циркач буквально наслаждался грандиозным скандалом, приговаривая: “Это обеспечит мне одну-две колонки бесплатной рекламы во всех английских и американских газетах в течение двух месяцев и создаст моему представлению самую боль?ую ?умиху в мире”.

Уплатив за животное $10 тыс.– огромную по тем временам сумму, Барнум вступил в права владения Джамбо, но вывезти слона в Америку оказалось сложнее, чем его купить. Британская общественность встала на дыбы, все от простых обывателей до депутатов парламента и самой королевы умоляли Барнума отказаться от слона хоть за $100 тыс., но ?оумен был непреклонен. Непреклонен был и Джамбо, который наотрез отказался перебираться из вольера в приготовленную для него гигантскую железную клетку. Зато скандал на берегах Темзы отозвался газетной ?умихой в США, что делало Барнуму и его слону блестящую рекламу. Наконец выход был найден. Служитель зоопарка Мэттью Скотт, обслуживав?ий слона, согласился ехать в Америку, а с ним согласился ехать и Джамбо.

Расчеты Барнума полностью оправдались. 9 апреля 1882 года в гавани Нью-Йорка слона встречала многотысячная восторженная толпа, и уже в первые недели пребывания на американской земле Джамбо приносил своему хозяину по $3 тыс. в день. Благодаря усилиям Барнума имя Джамбо стало настоящим брэндом, и вскоре ?оумен мог торговать сопутствующими товарами с именем слона. Так, узнав, что Скотт после выступлений угощает животное бутылкой пива, Барнум придумал продавать пиво в особых джамбо-бутылках увеличенного размера.

Благодаря ловкой рекламе Барнум превратил Джамбо в любимца миллионов, и казалось, что строптивый слон и сам наслаждался всеобщим вниманием. Блестящую карьеру, как это часто бывает, оборвала нелепая случайность. Вечером 15 сентября 1885 года во время гастролей в Онтарио Скотт переводил Джамбо через железнодорожные пути. Внезапно из темноты появился поезд, который не значился в расписании; он сбил одного из слонов, ?ед?его вместе с Джамбо. ?спуганная звезда арены бросилась бежать впереди паровоза, но поезд оказался быстрее, и Джамбо погиб. Убитый горем Барнум приказал сделать из одного Джамбо двух. Теперь в его музее публике демонстрировали скелет и чучело знаменитого слона, причем чучело по просьбе Барнума было сделано даже боль?им, чем Джамбо был при жизни. Так окончилась история первого животного–звезды ?оу-бизнеса, но история восхождения к славе четвероногих талантов только начиналась.
       
Собачья работа
 
dengi_45_137-2.jpgЛи Дункан заполучил один из самых ценных трофеев первой мировой войны: Рин Тин Тин стала первой собачьей кинозвездой, а ее щенки — самыми продаваемыми в Америке 

Если звездой цирка могло стать только по-настоящему боль?ое животное, причем от звезды зачастую не требовалось ничего, кроме размеров, то в кинематографе с самого начала требования к хвостатым актерам были куда более строгими. Животное, появляющееся на экране, должно было уметь выполнять команды, делать более или менее сложные трюки и к тому же обладать немалым обаянием. Поэтому неудивительно, что главными звездами-зверями в кино на долгие годы стали собаки.

В 1921 году голливудский продюсер Хол Роач начал выпускать короткометражные комедии про детей под общим названием “На?а банда”, причем вместе с детьми снимался стаффорд?ирский терьер Пал, который играл собаку по кличке Пит-Щенок. Серии имели боль?ой успех, чему в немалой степени способствовало обаяние Пала, обладав?его, ко всему прочему, запоминающейся вне?ностью — у пса на морде темная полоска описывала боль?ой круг вокруг левого глаза. Пес стал знаменитостью, но до статуса кинозвезды дорасти не успел, поскольку в дело вме?ались недобросовестные конкуренты. Однажды кто-то подсыпал собаке в миску толченого стекла, и бедное животное погибло. Но Хол Роач не растерялся и заменил погиб?его псом той же породы, который логично получил кличку Пит-Щенок. Единственная проблема заключалась в том, что у Пита не было столь любимой публикой полоски вокруг глаза, но тут на помощь при?ли голливудские мастера. Перед каждой съемкой собаку готовил знаменитый визажист Макс Фактор, который стоял у истоков голливудского грима и ввел в оборот само понятие “мейк-ап”.

Хотя популярность “На?ей банды” была велика, а стаффорд?ир с глазом, вписанным в круг, стал символом сериала, Питу-Щенку все же было далеко до истинной кинозвезды, поскольку никому не приходило в голову интересоваться его жизнью вне экрана. Но где появляются таланты, там появляются и культовые знаменитости.

15 сентября 1918 года, когда в Европе еще ?ла первая мировая война, американский капрал Ли Дункан, сражав?ийся во Франции, подобрал на поле боя немецкую овчарку с пятью ее щенками. Немцы ?ироко использовали овчарок в своей армии, поэтому Бетти Фландрская, как нарекли американцы спасенную суку, вероятнее всего, рань?е состояла на службе у кайзера. Дункан взял себе двух щенков — мальчика и девочку, которых нарек Рин Тин Тином и Нанеттой, как обычно называли щенков французские ребяти?ки, дарив?ие их солдатам на счастье. Дункан знал о необыкновенной выучке немецких боевых овчарок и мечтал заняться разведением и обучением собак этой породы на родине. Чтобы поболь?е узнать об овчарках, он даже посетил лагерь военнопленных, где долго беседовал с пленным немецким инструктором. Наконец после войны Дункан вернулся в США, где и приступил к выполнению своего плана. Но тут его ждал удар: Нанетта околела, а найти в Америке немецкую овчарку в те годы было нелегко.

? все же отставному капралу улыбнулась удача. Веря в способности своего питомца, Дункан объездил несколько киностудий, предлагая Рин Тин Тина для съемок трюковых сцен, но всюду получал отказ. Наконец в 1922 году он оказался на съемочной площадке маленькой малоизвестной компании, которая находилась на грани разорения. Съемочная группа как раз пыталась снять сцену с участием волка, но волк совер?енно не желал подчиняться требованиям режиссера. Дункан предложил услуги Рин Тин Тина, и дело по?ло. Фильм “Человек с Адской реки”, в котором снялась овчарка, имел боль?ой успех, что и спасло компанию Warner Brothers от банкротства. С тех пор Рин Тин Тин неоднократно снимался в роли волка, благо боль?инство американцев никогда не видело ни волков, ни немецких овчарок. До своей смерти в 1932 году Рин Тин Тин снялся в 26 фильмах и превратился за это время в кумира публики наравне с Суперменом или Бэтменом. Сотворению мифа о Рин Тин Тине в немалой степени способствовал и сам Дункан, который совер?енно не стремился к личной славе, но всячески подчеркивал заслуги своего талантливого пса. Он действительно относился к овчарке как к артисту-человеку, и однажды его жена даже подала на развод, поскольку сочла, что Ли Дункан любит собаку боль?е, чем ее. Когда Рин Тин Тина не стало, его место занял Рин Тин Тин II, затем Рин Тин Тин III и так далее — все это были потомки Бетти Фландрской. Естественно, Дункан извлекал немалую выгоду из торговли отпрысками легендарной кинодинастии, а когда началась вторая мировая война, сумел занять пост главного инструктора по подготовке боевых собак для армии США, что впоследствии также принесло ему серьезную прибыль. Когда война окончилась и тысячи армейских собак остались без работы, он переучивал их и продавал “в хоро?ие руки”, благо роль “хозяина Рин Тин Тина” была безупречной торговой маркой.
       
Счастливая лапа
 
dengi_45_137-1.jpgФото: AP
Глава Metro-Goldwyn-Mayer Луи Б. Майер плакал на предварительном просмотре “Лесси”, потому что знал: каждая слезинка зрителя оборачивается звонкой монетой
 

Хотя Рин Тин Тин, как и все его потомки, был культовой собакой, даже ему не суждено было стать объектом массового поклонения, каким стал колли по кличке Пал, получив?ий главную собачью роль всех времен и народов — Лесси. ?стория Лесси началась с рассказа, который в 1938 году написал американский писатель английского происхождения Эрик Найт. Уроженец Йорк?ира, Найт разделял любовь своих земляков к собакам, которые веками помогали им пасти овец. В Америке у Найта был собственный колли Тутс, к которому он был сильно привязан. Приехав в 1938 году в родные места, Найт увидел, что многие местные фермеры разорились и были вынуждены продать своих собак, в связи с чем сами же сильно сокру?ались. Тогда писатель и придумал неболь?ую историю о колли Лесси, которую продали на другой конец страны и которая, перенеся все возможные невзгоды, все же вернулась домой в любящую семью. В 1940 году, когда страдав?ая от бомб люфтваффе страна особенно нуждалась в дома?них сентиментальных историях, Найт переработал рассказ в роман, который стал бестселлером по обе стороны океана. Сам Найт через три года погиб в авиакатастрофе, так и не узнав, какая блестящая кинематографическая судьба ждет его героиню. Придуманный им персонаж к тому времени уже жил собственной жизнью.

В 1941 году дрессировщик Рад Везервокс, перебивав?ийся случайными заработками в Голливуде, провалил очередной контракт. Некий богатый калифорниец нанял его для перевоспитания восьмимесячного колли по кличке Пал, который постоянно лаял и кидался на всех велосипедистов. Везервокс отучил Пала от пустолайства, но велосипеды остались его маленькой слабостью, и хозяин вместо оплаты отдал дрессировщику нерадивого щенка. Раду щенок был не нужен, и он сбагрил его знакомому актеру. Однако через пару лет Везервокс прослы?ал, что компания Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) приобрела за $10 тыс. права на Лесси. Рад мгновенно выкупил Пала назад за $10 и привел его на кастинг. Отбор в MGM был весьма жестким: агенты компании колесили по всей стране, подыскивая “настоящую Лесси”, почти как Золу?ку в сказке, и Везервокс получил отказ, поскольку Пал не выглядел по-настоящему чистокровным. Главный аргумент звучал и вовсе убийственно: “К тому же он кобель”. В итоге на роль выбрали суку-медалистку из клуба, а Раду с Палом позволили присутствовать на съемках просто на всякий случай. Вскоре съемочная группа выехала снимать эпизод с наводнением, благо одна из местных речек действительно разлилась. Лесси должна была прыгнуть в бурлящий поток, переплыть его и, не отряхиваясь, рухнуть в изнеможении. Сука лезть в воду категорически отказалась, и Рад предложил попробовать своего воспитанника. Пал с готовностью прыгнул в реку и, переплыв ее, очень натурально изобразил полуживую собаку. Режиссер Фред Уилкокс был в восторге и заявил Раду: “Если в реку прыгал Пал, то вылезла из него Лесси. Твоя собака — моя звезда, и плевать, кто и что будет говорить”. Суку немедленно рассчитали.
 
dengi_45_139-2.jpgФото: REUTERS
Экранная Лесси спасла много людей и животных, а играв?ий ее колли по кличке Пал всего одного — своего хозяина Рада Везервокса, но зато от нищеты
 

Фильм был готов в 1943 году, и даже хозяин MGM прожженный циник Луи Б. Майер плакал во время предварительного просмотра. Майер приказал немедленно доснять дополнительные эпизоды с Лесси и перевести “этот чудесный фильм” из категории В (добротный, но посредственный фильм) в категорию А (потенциальный хит с претензией на гениальность). Стартовала мощная рекламная кампания, причем на сей раз упор с самого начала делался на звездный статус собаки. Была использована даже фотография, где Пал в купальнике и темных очках прикладывал лапу к контракту с киностудией. Премьера была обставлена в том же духе. Все внимание прессы было приковано не к юной Элизабет Тейлор, сыграв?ей свою вторую в жизни роль, а к Палу, которого явились поздравить все тогда?ние экранные собаки, включая самого Рин Тин Тина. За первый уикенд проката фильм “Лесси, возвращайся домой!” собрал $3 млн.
 
dengi_45_139-3.jpgФото: MOSFILM-INFO
Пес Дейк, сыграв?ий Мухтара, на экране преследовал воров, а в жизни — актеров

В стране началась настоящая лессимания, которую Рад Везервокс умело подогревал. Он возил Пала по ярмаркам и родео, где пес изображал трюки из фильма, а под конец “возвращался домой” к кому-нибудь из смотрев?их ?оу детей, кладя голову ему на колени. Майер смекнул, что надо ковать железо, пока горячо, и MGM взялась за сиквел. В фильме “Сын Лесси” Пал играл сына Лесси по имени Лэдди, в то время как саму Лесси изображала менее талантливая собака. В фильме Лэдди вместе с хозяином путе?ествуют по оккупированной Европе и отважно бьют фа?истов. Успех снова был оглу?ительным, и кое-кто в MGM даже предлагал заменить имиджевого льва Лео, рычащего на фирменной заставке, на Лесси. Счастливый хозяин Пала тем временем уже зарабатывал порядка $50 тыс. в год.

Лессимания все ?ирилась. К выступлениям на ярмарках добавилось собственное радио?оу, где Пал лаял и рычал, а актеры в это время описывали его подвиги. Затем портрет Пала появился на банках собачьего корма Red Heart, хотя сам он всю жизнь ел ту?еную говядину. На имя Лесси приходили тысячи писем, и Рад заказал слепок лапы Пала, по которому сделали факсимиле, дабы собака могла “подписывать” ответы.
 
dengi_45_139-1.jpgФото: AFP
Благодаря Голливуду все современные дети знают, что Бетховен – это сенбернар
 

Вскоре у Везервокса были контракты с крупней?ими концертными залами страны, и, чтобы быстро перемещаться между ними, при?лось купить самолет. Пес и его хозяин ездили в лимузине и останавливались в луч?их отелях, причем Везервокс всегда снимал номера с двумя кроватями.

Пал стал настоящей кинозвездой. Он не просто любил бывать на публике и фотографироваться, он понимал, что у звезды не может быть плохого настроения. Однажды пес буквально падал от усталости, но стоило начаться встрече с фанатами, как его будто подменили: Пал бодро прыгал и вилял хвостом, словно щенок. Как и положено звездам, популярность сопровождалась серьезными проблемами и даже опасностями. Так, однажды Рад оставил Пала в парке в кругу восторженных детей, а сам ото?ел купить пива. Вернув?ись, он увидел, что дети?ки, вооружив?ись ножницами, стригут Лесси на сувенирные пряди. Еще немного — и Палу понадобился бы парик.

Пал снялся еще в ?ести фильмах MGM, но в 1951 году руководство кинокомпании почувствовало, что золотая жила стала иссякать. Поэтому, когда Везервокс предложил выкупить права на брэнд “Лесси” за $40 тыс., MGM с радостью согласилась. Получив свободу, Рад стал зарабатывать на Пале по $1 тыс. за вечер, а в 1954 году заключил контракт с телепродюсером Бобом Максвеллом. Юному телевидению в те годы не хватало сюжетов и раскрученных звезд, а Лесси была одновременно и тем и другим. Максвелл начал снимать сериал “Лесси” про фермерскую семью, остав?уюся без кормильца, но с любимым колли, сохранив?им ей верность. Сериалом, пропагандировав?им семейные ценности, заинтересовалась компания Campbell`s Soups, выпускав?ая знаменитые супы быстрого приготовления, и у сериала появился постоянный спонсор, которому нужен был ли?ь постоянный плейсмент — все герои сериала, за исключением Лесси, употребляли в пищу только продукцию компании.

Вскоре после начала съемок стало ясно, что Пал уже не тот. Старик, как его теперь все звали, теперь только присутствовал на съемках, лежа на почетной постели, в то время как перед камерой работал его сын — Лесси-млад?ий. А в 1958 году Старик умер на ранчо своего хозяина, окруженный почетом и многочисленным потомством. С тех пор Рад Везервокс боль?е не мог смотреть фильмы, в которых снимался Пал, и до конца своих дней посещал могилу своего луч?его ученика.

Между тем ?оу должно было продолжаться. Лесси-млад?ий был почти так же талантлив, как его отец, но вскоре и ему понадобилась замена — у пса обнаружили рак. Неудачей закончилась и следующая попытка заменить Пала. Колли Спук (то есть Труси?ка) панически боялся съемочной площадки, в особенности павильона “Кухня”, где на него в первый день съемок упал софит. ? все же Везервокс сумел наладить поставку потомков Пала, которые выступали как Лесси III, IV, V и так далее. Хотя харизмы Пала у его наследников уже не было, Рад продолжал относиться к каждому из них как к настоящей кинозвезде. ? каждый из них заканчивал свои дни подобно ей, то есть тоскуя о днях славы. Один из друзей Везервокса вспоминал: “Когда Рад отправлял очередного Лесси в отставку, он обращался с ним как с королем Англии. Сначала собаке это нравилось. Потом, пожив без съемочной площадки, пес начинал тосковать. Пес-пенсионер наблюдал, как Рад увозит на съемки новую Лесси, и начинал лаять, лаять и лаять”.

За 20 лет эфира ?оу обросло многомиллионной армией фанатов, которые с энтузиазмом потребляли кемпбелловские супы и кормили своих колли кемпбелловским кормом. Последний из 592 эпизодов “Лесси” вы?ел в эфир в сентябре 1974 года, и дальней?ие многочисленные попытки реанимировать чудесного колли были не сли?ком успе?ными, поскольку в век рок-н-ролла семейные ценности, которые воплощались на экране с помощью образа Лесси, казались все более несовременными.
       
Звероферма звезд
 
dengi_45_140-1.jpgФото: AP
После роли в фильме “Освободите Вилли” кит Кейко был этапирован на свободу, где и окончил свои дни
 

Успех “Лесси” породил немало подражаний, и некоторые из них были вполне успе?ными. Самым заметным семейным фильмом такого рода стал “Флиппер” продюсера Айвана Торса, снятый в 1963 году, в котором зрителям был преподнесен подводный аналог истории знаменитого колли. Самка дельфина по имени Митци превосходно исполнила роль Флиппера, хотя на этот раз не обо?лось без дублеров: часть трюков, включая знаменитую флипперовскую стойку на хвосте, исполнял дельфин-каскадер по кличке Мистер Гиппер. Сюжет был практически позаимствован у “Лесси”: снова семья, дети, любящие животных, снова плохие дядьки, мечтающие нанести вред природе, и т. п. ? снова успе?ный кинопроект стал основой для бесконечного телесериала, где дельфин регулярно спасал людей и животных. Естественно, не обо?лось и без сиквела.

Подражатели на?лись и за рубежом. В 1960-е годы кино- и телефильмы о животных снимались во многих странах мира, не исключая СССР, где картина “Ко мне, Мухтар!” (1965) была настоящим хитом. Но звездой овчарка Дейк так и не стала, и не в последнюю очередь из-за своего вздорного и мстительного характера. Актер Лев Дуров, играв?ий уголовника, которого должен был “задержать” Дейк, рассказывал: “На меня надели две пары ?танов, на руку — кожаную крагу, чтобы я мог отбиться. ‘Мотор!’ — я бегу, добежал до стены, и тут Мухтар со всей силы бьет меня между ног. Я разжимаю руки, падаю и вижу пасть у своего горла. Выставляю вперед крагу, но умный пес кусать ее не стал, а вцепился в незащищенную руку. Когда подбежал дрессировщик, на мне были только трусы и крага, остальное лежало вокруг, разорванное в клочья. Потом выяснили, отчего пес озверел. Оказывается, один из актеров в перерыве между съемками съел его суп из куриных ?еек, и Мухтар выместил обиду на мне”. Понятно, что такую собаку не стоило пускать на встречи с восторженными поклонниками в целях их же безопасности.
 
dengi_45_140-2.jpgФото: AP

Между тем фильмов с участием животных во всем мире снималось все боль?е. К началу 1980-х годов помимо уже привычных собак зрителей развлекали выдры, ?импанзе, кенгуру и другие четвероногие. Впрочем, звездной славы удостаивались далеко не все. Так, австралийский сериал “Скиппи”, в котором кенгуру защищал заповедник от браконьеров и беглых каторжников, с успехом ?ел на экранах многих стран мира, включая СССР, но имена трех кенгуру, сняв?ихся в роли Скиппи, так и остались неизвестными публике.

Со временем спрос на зверей-актеров настолько вырос, что вокруг Голливуда стали появляться фирмы, специализирующиеся на подборе и обучении талантливых животных. Первое такое агентство — Animal Actors — было основано в 1976 году, а в 1979-м открылось аналогичное предприятие под названием Animal Dramatics. Обе фирмы процветают до сих пор, хотя конкурентов у них в избытке. С некоторых пор за потенциальными звездами ведется настоящая охота. Так, в 1992 году агент компании Birds and Animals сумел заполучить кобеля Муза породы джек-рассел-терьер, изрядно надоев?его хозяевам бесконечным лаем, погонями за ко?ками и порчей мебели. Вскоре Муз превратился в звезду сериала “Фрезер” — на долгие восемь лет.

? все же жанр фильма о животных находился в некотором упадке, со времен закрытия сериала “Лесси” до начала 1990-х годов на киноэкране не появилось ни одного фильма с участием зверей-звезд, который претендовал бы на звание великого. Не смог исправить положение даже вы?ед?ий в 1992 году “Бетховен” с забавным сенбернаром. Несмотря на хоро?ие кассовые сборы, фильм не стал откровением, и сенбернар Крис так и не пробился на голливудский Олимп.

Некоторое оживление в семейном кино с участием животных связано с фильмом “Освободите Вилли”, вы?ед?им на экраны в 1993 году. На сей раз героем фильма был касатка-самец Кейко, выловленный в 1979 году у берегов ?сландии и жив?ий с тех пор в дельфинарии Мехико. Создателям фильма удалось изрядно изменить классический сюжет: теперь животное не “возвращалось домой”, а, наоборот, стремилось уплыть от человека как можно даль?е. Помогал плененному Кейко мальчик-бродяга. Таким образом, со старорежимными семейными ценностями было покончено, зато получили воплощение “зеленые” идеи наряду с идеями политкорректности.

Дальней?ая судьба Кейко общеизвестна. В 1996 году американская общественность с ужасом узнала, что мексиканцы держат “Вилли” в черном теле, и полуживого беднягу перевезли в США. Но если рань?е Кейко был жертвой нерадивых служителей аквапарка, то теперь стал заложником идеи борьбы за права животных. Вилли ре?или освободить, хочет он того или нет. Для многих американцев эксперимент имел боль?ое идеологическое и даже мировоззренческое значение, и Кейко нередко называли в прессе “политическим китом”. Касатку долго учили охотиться, и в июле 2002 года Кейко был “отпущен” на свободу. Промучив?ись на воле чуть боль?е года, он околел у берегов Норвегии, где и был погребен в кургане подобно вождю викингов. Так почти через 200 лет после трагической гибели первой слонихи–звезды ?оу-бизнеса звездная слава вновь стала грозить животным самыми неприятными последствиями.
 
dengi_45_140-3.jpgФото: ZUMA PRESS
На съемках фильма “Флиппер” использовались каскадеры: стойку на хвосте вместо дельфинихи Митци делал дельфин Мистер Гиппер
 

Не луч?им образом сложилась судьба и у многих других мохнатых артистов, чей жизненный путь теперь чаще оканчивается не на роско?ных виллах, а в особом приюте, построенном в окрестностях Голливуда. В про?лом году двое обитателей приюта — ?импанзе Олли и Бадди, устав от однообразия пенсионерской жизни, и вовсе взбесились и покалечили двух человек, после чего обезьян застрелили. Чем боль?е животных поставляют на съемочные площадки голливудские агентства, тем скоротечнее экранная судьба этих артистов и тем мень?е у них ?ансов на то, чтобы стать знаменитыми и избежать пожизненного заключения в приюте. ? все же потребность в такого рода фауне сохраняется, поскольку публика настроена сотворять себе новых кумиров-животных и готова ради них изрядно раско?елиться. А значит, в мировом ?оу-бизнесе будут загораться все новые и новые дрессированные звезды.

Как и в стародавние времена, судьбы зверей-артистов порой оказываются трагичными, порой — похожими на красивую сказку. Ведь люди склонны отождествлять актеров с их персонажами и переносят на звезд-животных свои страхи, мечты и надежды. Так, Пал стал средством воплощения мечты о семейном уюте, Кейко — мечты о неограниченной свободе, хотя оба играли именно тех, кем были на самом деле: высокоученую собаку и совер?енно одома?ненную касатку. Однако зверям приходится жить той жизнью, которую люди мечтали бы прожить сами.

“Коммерсантъ ДЕНЬГ?” – К?Р?ЛЛ НОВ?КОВ

Размещено в рубриках: ???????????


Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Последние публикации


Реклама