Со своим уставом

8 ноября 2006

В системе управления цирками надо менять все, и кардинально, считает Василий Брата?, директор Самарского государственного цирка им. Олега Попова.

Самарский цирк считается флагманом в системе «Росгосцирка». По крайней мере, в цирковой среде говорят о его привилегированном положении из-за ва?ей дружбы с главой Государственной цирковой компании Мстиславом Запа?ным.

Я бы не сказал, что моя дружба с Запа?ным дает мне какие-то привилегии. Вопросы финансирования мне приходится ре?ать с «Росгосцирком» так же, как и любому другому цирковому предприятию.

expertvolga_027_p29.jpg? как обстоят дела у самарского цирка?

Плохо. У нас есть долги, мы стараемся из них вылезти. Сейчас, надеюсь, мы получим миллион рублей от проката программы с дельфинами, а гастроли братьев Запа?ных принесут нам еще два миллиона. В новогодние представления заработаем еще около 6?7 миллионов рублей.

Вам хватает этих денег? ? на что?

Разве денег может хватать? Сейчас мы живем на те средства, что зарабатываем. Так что не хватает на все — на гримерные артистов, на ремонт, на новые ковры, освещение, кресла в зрительный зал, вентиляцию, кондиционирование — этот список можно продолжать бесконечно.

Сколько же предприятие зарабатывает в среднем в год?

Цирк — не торговля нефтью. Здесь нельзя спланировать прибыли — сли?ком много субъективных факторов. К примеру, в начале года мы организовали гастроли цирка на слонах Таисии Корниловой. Программа оказалась очень успе?ной и принесла нам два миллиона рублей. Мы взяли еще четыре программы, но в один месяц все они «сгорели», и вместо прибыли мы «заработали» четыре миллиона долгов. Тогда ре?или взять еще четыре программы, чтобы погасить долг, — и «сгорели» еще раз. Сейчас у нас восемь миллионов убытков.

Получается, вы зависите от успе?ности гастрольной программы?

От зрителя. Есть зритель — есть деньги. Нет зрителя — нет денег.

А разве нельзя просчитать успех представления заранее?

Бесполезно. У нас провалилась программа артистов Филатовых, хоро?его художественного уровня. А приехали дельфины — и в кассе нет билетов. Хотя, на мой взгляд, это представление слабее. В провале гастролей есть, конечно, и объективные причины. По моему убеждению, часть номеров, которые есть в программах «Росгосцирка», вообще не имеют права на существование. Но уволить даже невостребованных зрителем артистов нам не позволяет КЗоТ.

В одном из своих первых интервью в должности директора цирка вы говорили, что знаете, как сделать зрелищное предприятие коммерчески успе?ным.

Знаю — не значит могу. Сейчас превращению цирка в рентабельную компанию ме?ает куча факторов — начиная от отсутствия единого для всех предприятий «Росгосцирка» устава (и, как следствие, грамотной системы управления цирками) до невнимания властей.

Что изменит превращение «Росгосцирка» в казенное предприятие и присоединение к нему всех цирковых точек в статусе филиалов?

В первую очередь это означает создание единого имущественного комплекса и упорядочение системы управления цирками. Ведь сейчас в состав «Росгосцирка» входят совер?енно разные по форме собственности предприятия, у каждого из них свой устав. Даже устав самого «Росгосцирка» не соответствует ныне?нему законодательству — он был принят еще в 1995 году и с тех пор не менялся.

У вас есть свое понимание того, как должна выглядеть система управления цирками?

Я бы разделил ее на три части — управление имуществом надо отдать одной структуре, ре?ение творческих вопросов — второй, а выстраивание отно?ений с артистами и гастролерами — третьей. Тогда люди, занимающиеся эксплуатацией зданий, не будут пытаться руководить творческим процессом, а люди творческие — бухгалтерией. Кроме того, все отно?ения с артистами стоит перевести на договорную основу, создав что-то вроде специализированной биржи труда. Тогда предприятие сможет пригла?ать только сильные номера, а не обременять себя содержанием постоянного ?тата артистов, как это происходит сейчас. Кроме того, должно быть организовано единое буфетное и сувенирное хозяйство, создан узнаваемый цирковой брэнд.

Когда Мстислав Запа?ный возглавил «Росгосцирк», последовали массовые увольнения директоров цирков. Стоит ли ждать чистки рядов сейчас?

Некоторых директоров уволить стоит. Но это только мое мнение.

А кто, на ва? взгляд, должен возглавлять цирки? Как вы относитесь к популярной сейчас идее ставить во главе учреждений культуры далеких от искусства, но знакомых с экономикой менеджеров?

Я убежден, что во главе цирков должны стоять «цирковые» люди. Менеджерам, далеким от искусства, функционерам тут не место. Это хоро?о понял Михаил Швыдкой (глава Федерального агентства по культуре и кинематографии), когда принималось ре?ение о том, чтобы оставить на?и предприятия в ведении «Росгосцирка».

Способен ли цирк выйти на самоокупаемость или это по определению дотационная организация?

Однозначно дотационная. Сохранить цирковое искусство в виде частных предприятий невозможно — они просто не справятся с содержанием животных, цирковых ?кол, студий. Это задача государства. Так происходит во всем мире.

“Эксперт” - Наталья Дядик

Размещено в рубриках: ?????????, ???????????


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние публикации


Реклама