Show must go вон

17 июля 2006

78118.jpgЮбилейный 60-й Авиньонский фестиваль открылся спектаклем “Батуту” знаменитого на весь мир конного театра “Зингаро”. Для форума, давно и справедливо считающегося оплотом театрального авангарда, это зажигательное, но бесхитростное зрелище стало чем-то поистине удивительным. Для руководителя “Зингаро” легендарного Бартабаса в сущности тоже.

Бартабас и его “Зингаро” приезжали в Москву дважды. ? оба раза критики потратили немало красноречия, чтобы объяснить всем интересующимся цирком, что “Зингаро” – театр, а всем интересующимся театром, что это не совсем цирк. Ло?ади, красоте которых надо посвящать отдельный текст, казалось, существовали у Бартабаса самостоятельно, элементы джигитовки и видной невооруженным глазом дрессуры были сведены к минимуму, а эффектность зрелища подчинялась его смыслу. Здесь человек не помыкал природой, а пытался слиться с ней. Не противопоставлял себя животному, а сопоставлял себя с ним. Не противостоял, но сосуществовал. Кони были почти уравнены в правах с людьми. Один из самых знаменитых спектаклей Бартабаса – “Затмение” – заканчивался многозначительной мизансценой. На арену выбредала одинокая ло?адь и останавливалась в центре. Длинная вереница людей выходила вслед за ло?адью и начинала ходить вокруг нее по периферии арены так, как сами ло?ади ходят обычно вокруг дрессировщика. До Бартабаса никому и в голову не приходило, что животный мир может стать частью театрального. Теперь это кажется аксиомой. Он не ло?адок своими представлениями воспевал. Он настаивал на гармонии всего сущего и в луч?ие минуты являл эту гармонию. В ней, а не в чем-то ином состояла магия его театра.

В новом спектакле, посвященном привольной жизни цыган, маг превратился в ?оумена. Грамотного, расчетливого, блистательного (чего стоит великолепный водяной столп, все представление стоящий между куполом и центром арены), но совер?енно предсказуемого. В “Батуту” нет никакой тайны. В нем животный мир – не объект для режиссерской рефлексии, а, как и положено, подспорье для трюков. В нем ло?ади просто скачут, а притворяющиеся цыганами лихие наездники (особенно хоро?о смотрится в роли представителя бродячего племени черный, как вакса, негр) просто демонстрируют искусство верховой езды, которое вне театральной магии совсем не производит впечатления. Такую джигитовку средней руки можно увидеть и в московском цирке. В нем, честно говоря, можно увидеть кое-что и покруче.

Для пущей аутентичности в представлении задействованы и настоящие цыгане – они разделены на два оркестра, струнный и духовой, и сопровождают зрелище забористым allegro. Жде?ь, когда же наконец зазвучат переборы из Бреговича. Ждать приходится недолго. “Батуту” – это очень облегченный и превращенный в китч вариант Кустурицы. Гимн кочевой вольнице, слегка подслащенный лирикой.

Бартабас и прежде любил всякую этнографию. Но и в этом он был, как правило, неожидан и нов. В изумительном спектакле “Триптих” он задействовал пленяющих ко?ачьей пластикой танцовщиков-дравидов (автохтонное население ?ндии, завоеванное некогда ариями) и на их сложном пластическом взаимодействии со всадниками выстроил свою прихотливую историософию. В “Батуту” философию и историософию заменил нехитрый логический ряд. Где ло?адь, там цыган. Где цыган, там цыганская музыка. Где цыганская музыка, там медведь. Ай-джавелла!

Прежде Бартабас разру?ал кли?е, теперь он весь из них соткан. Загримированный под старого цыгана наездник будет догонять кибитку с дочерью, похищенной удалым молодцем. Наряженный в медвежью ?куру человек будет скакать на ло?ади, реветь и огрызаться на человека с нагайкой. Толстая цыганка будет распоряжаться по хозяйству. Невеста выедет на арену на белой ло?ади и в длиннющей фате с аистами. За фатой примостились возду?ные ?арики.

Чем боль?е Бартабас расцвечивает кли?е, тем по?лее они кажутся. Китч – это ведь и есть оригинальничающая банальность. Он, в отличие от настоящего искусства, может быть приятен на вкус, но не оставляет никакого послевкусия. Смотреть его легко и приятно. Еще легче и приятнее о нем забыть. Хотя бы для того, чтобы запомнить Бартабаса другим – задумчивым кентавром, умеющим не только слиться с природой, но и очеловечить ее.

Марина Давыдова, Авиньон

?сточник: ?звестия.Ру

Размещено в рубриках: ???????????


Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Последние публикации


Реклама