Цирк зажигает в Барановке. Единственная в крае сельская цирковая студия готовит новые номера

29 Сентябрь 2006

Старожил цирковой студии “Серпантин” в селе Барановка Змеиногорского района – канат. Он “служит” искусству с самого ее основания - уже почти тридцать лет. Канат хотели отправить на пенсию, так как показывать трюки на нем небезопасно – наружу вылезла металлическая “начинка” ветерана. Но балетмейстер “Серпантина” Марина Миронова ре?ила поставить на канате номер для своей дочери. Под личную, материнскую ответственность.

Артисты

Перед тем как поставить ребенка в номер, я его проверяю: что у него крепче – руки, ноги или спина, что у него получается луч?е – жонглирование, эквилибр или еще что-то, – рассказывает руководитель коллектива режиссер Галина Лукьянова. – Для номера “Йоги” я выбираю тех, у кого нет внутреннего страха. Стоять на битом стекле, гвоздях или водить по телу огнем – тут ведь боль?ого секрета нет. Это небольно и неопасно, нужно только не бояться. Были артисты, которые с моим выбором сначала не согла?ались. Но я им давала возможность попробовать себя в других жанрах. Хоче?ь жонглировать? Да пожалуйста. Только ты два ?арика кидае?ь, а другой пять. Дети не хотят выглядеть на сцене хуже кого-то, поэтому в итоге все получается по-моему.

Дети работают за интерес. Хоче?ь удержать талантливого ребенка в студии – поручи ему сольный номер. Это их крепко держит. Пока номера нет, он в любой момент от тебя может уйти. Тренироваться ведь нужно каждый день, мы?цы болят… ?з-за этого и уходят. Остаются только самые настоящие трудяжки. Если мне ребенок нужен, я пойду и с родителями побеседую, чтобы он цирк не бросал. Родители нам доверяют, ведь все самые рискованные номера – возду?ные – мы отрабатываем почти на земле.

Очень жалко, когда дети оканчивают ?колу и расстаются с цирком. Мальчики уходят в армию, девочки поступают в институты и выходят замуж. Нам приходится начинать все с начала каждый год – набирать ребяти?ек, учить их основам, пере?ивать костюмы и переделывать номера.

Репертуар

На?а визитная карточка – номер “Веселые казаки” – акробаты на скакалках. Несмотря на смену поколений артистов, он всегда в на?ей программе.

На?и артисты могут работать во всех жанрах – эквилибр на свободной проволоке, моноциклах, кату?ках, возду?ные гимнасты, йога, фокусы, клоунада… В на?ем цирке есть все, кроме дрессированных собачек.

Я ни разу не слы?ала, чтобы зрители сказали: “Привезли что попало”. Работаем на совесть, но и до конца все свои секреты не выкладываем. “Серпантин” гастролирует по соседним деревням – аудитория, по боль?ому счету, одна и та же. Она не будет смотреть старую программу по нескольку раз.

С начала учебного года принимаемся репетировать две-три новинки. ?х мы должны представить в апреле на творческом отчете коллективов сельского Дома культуры. Один из самых ярких номеров этого года – “Шаманы”, групповое жонглирование в костюмах и париках из ткани, которая светится в темноте.

У профессиональных циркачей в репертуаре – один-два номера, с которыми они работают всю жизнь. Ну, три от силы. Те же сестры Жабины (см. справку. – Прим. авт.) работают с одним номером 20 лет, а у нас один ребенок может выполнить пять-?есть номеров.

Бывает, что в Барановку приезжают на гастроли цирковые коллективы. Мы, конечно, смотрим их выступления, сравниваем и понимаем, что могли бы выступить луч?е – по трюковой части, костюмам, постановке номеров. Кто бы нас только раскрутил?
Реквизит

Галина Лукьянова уже много лет мечтает поставить номер “Русский хоровод на моноциклах”. Для него нужно ?есть моноциклов, каждый из которых стоит пять тысяч рублей.

У нас есть моноциклы, но они самодельные. Берем колесо от велосипеда, под?ипники, мужики сваркой сварят. Но технологии изготовления мы не знаем. На такой моноцикл сел – и он рассыпался. Ближай?ая мастерская, где их делают, – в Красноярске. Нужно купить новый канат, трапецию… За тридцать лет боль?ая часть реквизита устарела и не может использоваться по технике безопасности.

По этой же причине мы вывозим на конкурсы и фестивали номера с минимумом реквизита. Организаторы конкурса не допускают к выступлению реквизит без технического паспорта. А у нас все самодельное. Реквизит – сами, костюмы – сами. Я даже один раз телку свою сдала, чтобы на фестиваль поехать.

В этом году мы впервые не ездили с гастролями по краю. Когда автобус есть, и жизнь у нас веселее. Но в этом году совхоз нам в транспорте отказал. В следующем году студии “Серпантин” исполнится 30 лет. Может быть, кто-нибудь подарит нам к юбилею хотя бы “Газель”?

Справка “СК”

Цирк в Барановке появился в 1974 году, когда в деревню из Новосибирска приехали профессиональные цирковые артисты. Они создали коллектив, подготовили программу и ездили с ней по городам и селам Алтайского края. С одной из создательниц – Галиной Владимировной Клевакиной – “Серпантин” поддерживает связь до сих пор. Ей около 80 лет, общение идет в основном по переписке.

В 1977 году “Серпантин” получил звание народного цирка. В 2003 году студия была удостоена звания “Заслуженный коллектив Алтая”. Артисты “Серпантина” становились лауреатами и дипломантами фестивалей и конкурсов циркового мастерства в Красноярске и Анапе, краевого фестиваля “Ночь новостей”.

Воспитанницы студии сестры-эквилибристы Татьяна и Валентина Жабины работают в Московском цирке на Цветном бульваре. В Барановке они проводят свой отпуск и проводят мастер-классы для “серпантинцев”. ?рина Чернозипунникова преподает в барнаульской цирковой студии “Юность”.

Сейчас в “Серпантине” занимаются 30 детей.

?Д “Алтапресс” – Елена КЛ?Ш?НА

Размещено в рубриках: ???????????, ????????????, ???????????


Календарь

Март 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Последние публикации


Реклама