Ромео и Джульетта Российского цирка

22 сентября 2006

Европейский цирк-театр VITALI, завоевав?ий призы на международных конкурсах в Европе, Азии, Латинской Америке, Швеции, Китае, России, на всемирном конкурсе в Монако, – наконец-то во Владивостоке.

Эта программа Российского цирка смотрится на одном дыхании. Здесь все выверено до последней мелочи. А руководители программы – заслуженные артисты России Виталий и Любовь Воробьевы – достойны отдельного рассказа.

Писал сам Пу?кин о балете, но в годы те не знал поэт,
Что вдруг появится на свете акробатический балет.
В нем грация, очарованье и цирковое мастерство.
Прекрасно это сочетание, так полюбуйтесь на него!

Эти строки специально для номера супругов Воробьевых написал Сергей Михалков. “Звучали эти стихи, и в луче прожектора Виталий поднимал меня на руке, в особой поддержке. А конферансье объявлял: Любовь и Виталий Воробьевы!” – вспоминает свой номер Любовь Васильевна.

Луч?ая русалка российского цирка

Любовь Воробьева – мастер спорта по спортивной и художественной гимнастике, очень любила плавание и балет. Но попала в цирк случайно. Когда училась в институте физической культуры в Киеве, проходил, говоря современным языком, кастинг – набирали артистов в “Цирк на воде”. Тренер по плаванию и посоветовал деву?ке, обожающей фигурное плавание, себя попробовать. Она при?ла в цирк в надежде, что просто организовывается фигурное плавание в Киеве. Но ее “посмотрели” и направили в Москву, на дополнительный кастинг. Счастливая Люба бесплатно поехала в столицу. Ее физическую подготовку оценила и московская комиссия, сказали: “Мы вас выбираем”. Она и понять ничего не успела, взяла и согласилась. Сначала полгода репетировала, а затем по?ло-поехало.

Я не жалею, что так поступила. Я попала на свою почву, – говорит Любовь Васильевна. – Я Стрелец и по натуре лидер. За что бы ни бралась – все должна делать на высоком профессиональном уровне, луч?е всех. ? в спорте, и в цирке. Я из спорта, а не из хореографии. Но во всех на?их танцевальных номерах была солисткой. Очень старалась заниматься у станка.

?менно в качестве солистки “Цирка на воде” Любу и встретил тогда совсем еще молодой Виталий Воробьев. Его отец был дипломатом и всегда настаивал, чтобы сын занимался спортом. В результате Виталий поступил в Государственное цирковое училище – конкурс был 1000 (!) человек на одно место. Причем его взяли уже с первого тура, а затем и в пример студентам ставили: “Учитесь у абитуриента”.

Впервые Виталий увидел Любу, когда она в качестве главной русалки в своем цирковом номере танцевала среди фонтанов.

Фонтаны по всей арене опускались и поднимались. А она танцевала внутри них. У меня до сих пор мура?ки по коже, – вспоминает Виталий Филиппович. – Мы затем вместе исполняли акробатический этюд. ? нас в Мадриде и Париже назвали “новые Ромео и Джульетта”. А еще Любовь исполняла возду?ный номер – верту?ка. К сожалению, такого у нас уже нет. Учил её Виктор Матвеевич Лисин. Человек, которому Гагарин подписал свою фотографию так: “Первому цирковому космонавту от космонавта мира”. Это было просто потрясающе. Она работала и в группе акробатов-вольтижеров, где делала мировые рекорды. Еще у нас был испанский номер. На манеж выходили четверо тореадоров, две деву?ки делали первый трюк. После музыка глохла и появлялась в луче света Кармен – это была Люба, – с нескрываемой гордостью рассказывает Виталий Воробьев. ? то, что и как она делала, вспоминают до сих пор. Знаете, нас по три-четыре раза зрители вызывали на поклон из-за кулис. Мы стали лауреатами всесоюзного конкурса артистов цирка. А этот конкурс было выиграть сложнее, чем любой другой конкурс мира.

Мы работаем вместе более тридцати лет. ? то, что сегодня Любовь Васильевна работает с животными, – это продление ее артистического долголетия.

Номер на балконе

Ай моя умница, ай моя девочка, – говорят по очереди медведице по кличке ?рта на репетиции Виталий и Любовь Воробьевы. Втроем они стоят на двигающейся то вверх, то вниз качеле, причем девятимесячная медведица балансирует на короткой доске, установленной на цилиндре.

Чтобы научить животного выполнять на манеже трюки, необходимы ежедневные тренировки в течение нескольких лет. Причем артисты рассматривают своих животных – медведей, удавов, собак, ко?ек – не просто как партнеров, а как артистов. Так, по мнению специалистов, на сегодня?ний день ко?ки Любови Воробьевой – луч?ие цирковые ко?ки в России. Причем этот номер супруги подготовили вместе, можно сказать, случайно.

Мы в принципе не знали, что это за животное и как к нему подступиться, – вспоминает Виталий Филиппович. – Это было дело случая. Дочь должна была окончить ?колу с золотой медалью. Поэтому мы не могли уехать на гастроли и весну провели в Москве. На Пасху ре?или погулять по городу и заехали на птичий рынок. Люба попросила купить ей ко?ечку. А я в приподнятом настроении говорю: а давай ?тук пять – выбирай! Она стала выбирать. А я купил сразу ?есть контейнеров. Мы ?есть ко?ек привезли в московскую квартиру и на на?ем боль?ом балконе устроили для них вольер, начали дрессировать. Вот так, пока на?а дочь оканчивала ?колу, в своей квартире подготовили цирковой номер. Премьера состоялась в Киеве. Мы даже не ожидали, что будет такой успех. Любовь вы?ла – и после первого трюка зал аплодировал до конца выступления.

Особенность номера Любови Воробьевой в том, что у нее каждая ко?ка выполняет все, что могут другие. Обыкновенно каждая ко?ка делает ли?ь два-три трюка. Поэтому дрессировщики и держат по 20-30 ко?ек.

Когда взяли ко?ек, мне и здесь хотелось отличиться, так все и получилось, – рассказывает Любовь Васильевна. – Мы с Виталием ре?или сделать так, чтобы ко?ка работала в темпе собаки – бегом. То есть ко?ка пулей вылетает для своего трюка и пулей убегает. ? я с 92-го года держу вот этот темп. Сама летаю по манежу, и ко?ки мои летают. Мне хочется показать себя со всех сторон – я живу этим. Зрители в восторге, некоторые говорят: “Не знаем, на кого смотреть – на вас или на ко?ек!”

Не секрет, что заставить ко?ку что-то сделать очень трудно. Бывают сложные моменты – когда, например, мои животные уходят в загул. В этих случаях я, зная их характер, “регулирую”, в том числе и кормом. Знаю: эта ко?ечка любит рыбку, эта – колбаску докторскую. Эта нуждается в похвале и аплодисментах зрителей. Вот, например, Катя на задних лапках идет через манеж, когда слы?ит аплодисменты в свою честь.

Мы удивили мир

Виталий Воробьев – директор и художественный руководитель творческого циркового коллектива “Европейский цирк-театр VITALI”. Он режиссер-постановщик практически всех номеров программы, которая считается одной из самых сильных, стильных и динамичных в российском цирке.

“Трюк сам по себе – сущая безделица, но трюк, положенный в основу образного ре?ения, становится неотъемлемой частью образа”, – говорил Георгий Товстоногов. Артисты цирка-театра VITALI уверены: великий режиссер очень точно сформулировал суть того, что они делают на манеже.

Нельзя в цирке целиком показывать драматическое произведение, – признается Виталий Воробьев. – Здесь надо показывать такое, чего никто не увидит в обыденной жизни. Я считаю, что мы удивили мир прежде всего трюками, выстроенными в определенном сюжетном ряде. Например, на?и акробаты на качелях. Здесь, качаясь на одной качеле, артист прыгает и выполняет сложные акробатические элементы – двойные и тройные сальто – и приходит на другую без ловитора. Это очень сложно, и делать это со страховкой невозможно. Это аттракцион, о котором даже профессионалы говорят: “Когда смотри?ь, от страха потеют ладо?ки”. Я и сам, когда выпустил номер, очень переживал. Теперь уже ребята легко и свободно работают.

То же относится и к на?ему колесу смерти. На таком аппарате работают многие. Но то, что сделали мы, никто не делал никогда. Художественный руководитель на?его Росгосцирка говорит, что я по сути открыл новый жанр. Хотя я думаю так: традиция цирка настолько глубока, что быть уверенным, что ты открыл новый жанр, невозможно. Все на?и артисты молодые, но уже достаточно именитые. Они серьезно относятся к работе, что выделить кого-то невозможно. Мы держим на своем представлении такой темп, что зрителю некогда скучать.

Программе Европейского цирка-театра VITALI рукоплескали во многих странах мира. Победитель международного конкурса цирка в Латинской Америке, обладатель Гран-при “Золотой Тумми”, лауреат 20-го Всемирного конкурса цирка в Монако, обладатель приза “Серебряный клоун”, академик, действительный член академии циркового искусства, заслуженный артист России Виталий Воробьев уверен: публика принимает артистов хоро?о в любой стране, при одном условии – если это цирковое представление высочай?его уровня.

“Ежедневные новости” – Юлия Щетинюк

Размещено в рубриках: ???????????


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние публикации


Реклама