Под куполом цирка

19 сентября 2006

pic54068.jpgТрадиционно в начале осени открывается новый сезон в Белорусском государственном цирке. На этот раз 2 сентября зрители увидели премьеру программы «Цирк Экстрим» в исполнении артистов московской труппы. Далее сезон обещает не менее интересные ?оу. О работе над программами и о проблемах в целом мы говорим с директором, художественным руководителем цирка Татьяной Бондарчук. Десять лет назад придя к руководству, она создала новую труппу практически с нуля. Сегодня двухчасовая программа «Звезды белорусского цирка» достаточно успе?но гастролирует по на?ей стране и за рубежом, получает престижные награды на международных фестивалях. Но главное — любима зрителями.

Татьяна Николаевна, новый сезон — это просто очередной или все–таки отличный от предыдущих?

Судите сами. На?и зрители — что, думаю, особенно приятно — во?ли в цирк через отремонтированный парадный вход. Впервые за много лет. Программа «Цирк Экстрим» будет идти только месяц, а далее вступает главная сенсация 2006 года — «Цирк на воде». Впервые в Беларуси! Это сравнительно новый российский проект, но очень зрелищный. Шоу, совмещающее выступления артистов на воде, на сцене и в воздухе. Премьера состоится 20 октября. ? это — не единственная новая программа, которую мы запланировали. Впрочем, заранее свои сюрпризы рекламировать не хотели бы.

А как вы подбираете программу на сезон?

Что–то выезжаем посмотреть на места, если есть такая возможность. Но чаще отсматриваем сотни дисков и кассет со спектаклями, режиссируем программы. Сейчас я мечтаю привести для на?его зрителя итальянский цирк «Мидрано» и американскую труппу «Ринглин».

А с экономической точки зрения что выгоднее: чтобы свой коллектив боль?е гастролировал или чтобы можно было принять боль?е иностранных цирковых программ?

Для нормального функционирования цирка важны обе формы. Ведь выезжая за рубеж, на?и артисты не только зарабатывают, но и говорят на весь мир: «Мы из Беларуси!» ?скусство, как известно, луч?ая дипломатия. ?ностранные труппы также являются не только на?ими деловыми партнерами. Они еще и рассказывают, уезжая в другие государства, что за страна такая — Беларусь.

?мея представление о тенденциях мирового циркового искусства, можете обрисовать, какой он, манеж XXI века?

К сожалению, вынуждена констатировать: сейчас все в цирке хотят легкого хлеба. Во времена, когда выступала я, мы четко знали: если ты, грубо говоря, не сможе?ь стоять на одном пальце, тебя не пригласят за рубеж. А во время гастролей мы хоро?о зарабатывали! Теперь же боль?инство трюков выполняется с помощью технических приспособлений. Сегодня мало кто способен рисковать своим здоровьем, работать до кровавых мозолей. А ведь мы ежедневно работали на грани человеческих возможностей… Такова на?а профессия, в которой трюк — одна из важней?их составляющих циркового зрелища. Поэтому своей задачей я вижу восстановить сложные жанры, такие, например, как возду?ный полет. Хочется, чтобы на? цирк поражал воображение супертрюками и радовал глаз красивыми костюмами. Чтобы цирковое искусство гремело, как в советские времена. Цирк, как сказал Максим Никулин, будет нужен до тех пор, пока будут рождаться дети.

Татьяна Николаевна, на недавно про?ед?ей коллегии Министерства культуры выполнение Белгосцирком плана по оказанию платных услуг было подвергнуто критике. Как вы объясните сложив?уюся ситуацию?

План платных услуг в ?ироком смысле — это количество проданных билетов. Что у нас получилось? Мы сами себя наказали! Как всегда, хотели как луч?е… В про?лом году совместно с Вар?авским цирком–?апито группа на?их артистов отправилась в тур по Беларуси. Одновременно в Минском цирке работала программа «Цирк на льду». Таким образом, на билетах мы заработали боль?е, чем планировали. А план на следующий год составляется исходя из факта про?лого плюс 10 процентов. Шапито уехало. Это была разовая акция. Давать боль?е представлений, чем мы даем, физически нереально. Мы, кроме цирка на Цветном бульваре в Москве, единственные, кто работает в будние дни. Выходит, чтобы выполнить план, предписанный по факту про?лого года, нам необходимо проводить зрелищные мероприятия, как концертной организации. Что мы и делаем. В частности, концерт группы «Кардиганз» на взлетно–посадочной полосе аэропорта «Минск–1» организовал Белгосцирк. Теперь думаем над другими проектами. Часто в ущерб самому цирку.

Я отлично понимаю, что Министерство культуры, как государственный продюсер, заинтересовано в том, чтобы учреждения были прибыльными. ? это правильно. Другое дело, что под общее правило попадают особые случаи. Вчера мне удалось заключить контракт с поляками. ? мы хоро?о заработали. А сегодня кардинальных способов заработать не предвидится. Но план выполнять надо. Мне кажется, такие ситуации необходимо разре?ать коллегиально, исходя из реальных возможностей. Ведь нами движет огромное желание работать. Мы стремимся не повы?ать стоимость билетов на дорогие ?оу даже в ущерб себе. Каждая труппа обязательно выступает у нас с благотворительным спектаклем. Целый сектор продается по специальным социальным ценам для сирот, инвалидов и дети?ек из малоимущих семей. Практически всю на?у прибыль мы тратим на закупку нового оборудования, ?ьем яркие костюмы, стараемся приобретать новых животных, создавать и привозить новые интересные программы. Хотя современного пресыщенного зрелищами зрителя чрезвычайно трудно удивить. Но престижные награды на международных конкурсах, пригла?ения на гастроли и ан?лаги на представлениях говорят о том, что на?а жизнь ради процветания родного цирка не напрасна. Манеж — это на? дом.

“Советская Белоруссия”

Размещено в рубриках: ???????????


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние публикации


Реклама