Люди и звери

16 сентября 2006

54495_f_1.jpgНациональный цирк Украины открыл очередной сезон премьерной программой «Экстрим-арена». Экстремальности на?ему цирку хватает как на арене, так и вне ее. Министерство культуры и туризма создало экспертный совет по вопросам защиты животных при Государственной цирковой компании Украины (ГЦКУ). На этот ?аг чиновников подвигли некоторые громкие скандалы, связанные с программами, где задействованы животные. В свою очередь известный дрессировщик и художественный руководитель на?его цирка Владимир Шевченко считает, что обвинения «экспертов» во многом безосновательны.

Аттракцион «Зверье мое». ?так, что же собирается исследовать новосозданный экспертный совет? ? кого он собирается «приручать»? В ближай?ее время предполагается просмотреть видеозаписи двух десятков разных цирковых номеров. ? уже после просмотра, после совещания, видимо, родится ре?ение, какому цирковому номеру «почить в бозе» — ввиду того, что он наносит увечья братьям на?им мень?им. Как известно, природоохранное общество «SOS» выступает за закрытие популярного циркового ?оу «Летающие фокстерьеры» под руководством заслуженного артиста Украины Павла Шатковского. В этом номере (для тех, кто не знает) собаки прыгают с пара?ютом из-под купола и, согласно экспертным оценкам, «участие в таком ?оу губительно для животных».

Этот номер находится в «Укргосцирке», а у нас академический цирк, — проясняет ситуацию Владимир Шевченко. — ? мы определяем на на?ем манеже развитие циркового искусства в Украине вообще, являясь своеобразной визитной карточкой, лакмусовой бумажкой.

Это глупость, у нас всегда перегибы, люди не знают и не понимают, что вообще происходит в мире, — включается в разговор супруга и коллега Владимира Дмитриевича народная артистка Украины Людмила Шевченко. — В той же Европе не найде?ь бродячих собак, а если они появляются, то их уничтожают и не считают это жестоким обращением. А цирки там очень поддерживают. В Швейцарии, Германии, Англии есть целые династии циркачей. ? нам порою сложно туда ехать на гастроли, поскольку тем самым местные артисты защищают свою рабочую силу и не пускают дрессированных животных из других стран к себе. Я пока не знаю, как подобное постановление Минкульта коснется непосредственно нас, но слы?ала, например, что могут запретить номер «Летающие фокстерьеры». Хотя я, как дрессировщик, не думаю, что с собаками, прыгающими с пара?ютом, может что-то случиться. Да, в Европе подобные номера не любят. Когда мы работали во Франции, они очень просили, чтобы мы своих животных не наряжали — ни собак, ни обезьян, так как это не очень естественно. Но даже при такой цирковой «толерантности» кота там запросто за какую-нибудь «провинность» могут «приговорить» к смертной казни. Так что и у них не все просто.

Подобное постановление Минкульта в первую очередь должно касаться частных цирков, например «Кобзова», — продолжает Владимир Шевченко. — У них если и есть животные, то они, как правило, находятся в довольно сложных условиях. Я воспитывался в советское время и работаю на манеже с 14 лет. У меня в роду целая плеяда артистов — дед, отец. ? мы всю жизнь доказывали, что цирковое искусство — это именно искусство. А как-то я послу?ал выступление одного из представителей частного цирка, когда он говорил, что «мы возрождаем цирковое искусство, так как оно испокон веков было площадным, балаганным…» Но мы ведь в течение десятилетий стремились уйти от этого «балагана». Поэтому пригла?али и балетмейстеров, и драматургов, чтобы они помогали нам с постановкой номеров. Да, согласен, передвижные цирки имеют право на существование, но они должны работать только в глубинке.

Аттракцион «Финансы». Национальный цирк Украины, как известно, находится на дотации у государства и в ведомственном подчинении Министерства культуры и туризма (при этом входит в состав «Укргосцирка»). Конфигурация довольно сложная. При этом, если артист цирка работает по контракту и ведет активную гастрольную деятельность, то у цирковых служащих только бюджетные зарплаты. Например, ставка водителя здесь всего ли?ь 400 гривен (причем водитель работает с семи утра). При цирке есть гостиница длительного проживания — Дом артистов цирка. Ведь иногородние артисты приезжают работать на целый сезон, часто с детьми и даже с дома?ними животными. Когда-то Владимир ?льич Ленин сказал, что из всех искусств важней?ими являются кино и цирк… Владимир ?льич Халиф (замгендиректора на?его цирка) в свою очередь заверяет: «Все рвутся в Киев, потому что такого комфортного проживания артистам не обеспечит ни один цирк. На? гендиректор Заец Борис Михайлович уже 47 лет на руководящем посту в Национальном цирке. ? он всегда борется за своих людей. Вообще весь коллектив цирка работает на артиста, потому что если в программе классные номера, то идет зритель и тогда у нас ан?лаг».

Главная проблема у нас одна — ли?ь бы нам не ме?али, — уточняет в свою очередь Владимир Шевченко. — Потому что часто нами занимаются люди, которые ли?ь крутятся около искусства, им нужна только должность. Знаете, я не помню, чтобы цирк посетил хоть один представитель из Комитета по культуре и духовности. Зато от них приходят какие-то бумаги, и вроде бы там, по этим бумагам, все правильно. Но ведь каждый факт можно повернуть и так и эдак, одна запятая и смысл фразы меняется. Они, например, заявляют, что у нас 80% капитала находится в тени. Но каким это образом? Нас же проверяет и КРУ, и СБУ, а билеты продаются только через кассу. К тому же зоопарки не продают животных частным путем. Это государство покупает у государства. ? если Национальный цирк перечислил киевскому зоопарку пять тысяч долларов, то эти деньги проходят только через банк.

Если же говорить о гастролях, то в Украине вообще нет закона о гастрольной деятельности цирков. Например, за рубежом сезон длится 10 месяцев, а у нас разре?ен выезд за рубеж не более чем на 60 дней.

? вот что получается, — продолжает тему Владимир Шевченко. — У меня ?есть фур с животными, а дорога неде?евая. Только одна ма?ина — 2000 долларов. Мы приезжаем — в одном городе гастролей нет, в другом есть, все зависит от импресарио, от того, кто нас «покупает». Но какая ему выгода, чтобы я пересек границу ли?ь на это время, а потом сразу же возвращался обратно? ? мы сталкиваемся с тем, что хоро?ие артисты увольняются и уезжают сами, несмотря на то, что при этом они ли?аются пенсии.

Аттракцион «Подвижники». В былые времена рейтинг советских цирков выстраивался таким образом: 1) московский, 2) ленинградский, 3) киевский, 4) сочинский, 5) минский. После распада СССР артисты разных республик в основном разъехались по своим странам. Теперь художественный руководитель киевского цирка часто пригла?ает на работу артистов из других государств. Тех профи, которых недостает для соответствующих программ. Так, в ныне?ней премьерной программе «Экстрим-арена» есть номер московского канатоходца, который, по мнению Людмилы Шевченко, «без корвалола смотреть невозможно».

Зрители это не понимают, а мы-то знаем изнутри, как все сложно, — говорит дрессировщица. — Увы, мало осталось в последнее время таких подвижников. Все хотят сделать номер полегче. Все пере?ло в эстрадно-зрелищное действо, когда арена уже ни к чему, а артисты могут работать и в кабаках, и в комнате. В на?ей программе есть номер братьев ?льченко — это богатыри из команды Вирастюка, мы их к премьере специально из Поль?и ожидали. Они жонглируют ма?инными колесами, и затем по одному из них проезжает ма?ина… Экстремальный номер также у Шадрина, который бросает ножи в свою жену. Зрители в ?оке, говорят: «Какая же это должна быть хоро?ая жена!»

Сегодня в ?тате киевского цирка 60 артистов-подвижников. А в кабинете у худрука Шевченко целая стопка видеокассет с записями номеров многих желающих попасть в Национальный цирк.

Я многое бракую, — говорит худрук-дрессировщик. — Часто отказываю: «Не годится, сделай что-то приличное, тогда другое дело…» Но что получается? Они пи?ут бумаги в министерство, дескать, в течение 18 лет не могу попасть на манеж киевского цирка, хотя сам киевлянин, а он, видите ли, пригла?ает российских артистов… А на каком основании я должен его брать, если он не соответствует имиджу на?его украинского цирка? Ведь нужно сделать так, чтобы артист был востребован, и мне не важно, какой он национальности. Чиновник, который никогда не был в цирке, читает подобную кляузу и думает: «Что же там у них происходит?» Но лично мне некогда ходить по кабинетам и что-то разъяснять. Я каждый день с восьми часов утра на работе. Мне надо программу ставить, номера с животными репетировать, готовить следующую программу, которая будет в январе. ? потом, в цирке не принято себя хвалить. У нас обычно говорят: «Манеж все покажет!»

В ближай?ем будущем Национальный цирк планирует поставить детский спектакль по мотивам «Трех толстяков» Юрия Оле?и… «Сейчас настолько все заполитизировано, что луч?е уж сказку сделать, — подытоживает Шевченко. —Совсем недавно, когда были эти «разборки» в парламенте, я каждое утро во время репетиций с тиграми ставил на манеж телевизор — смотрел «Парламентский вестник». Это еще тот цирк…»

В М?РЕ Ж?ВОТНЫХ

Ё По рассказу четы Шевченко, в Европе и Америке, оказывается, у всех цирковых хищников удаляются когти и клыки. В на?ем же цирке по отно?ению к хищникам никаких «спецопераций» не производится.

Ё В Национальном цирке «работает» львица, которой уже 19 лет. На воле же царь зверей живет, как правило, не более 11 лет. А ветврачей на?его цирка часто пригла?ают для консультаций за рубеж.

Ё У каждого вида животных в цирке свой рацион. Тиграм, например, обязательно нужно по 3,5 кг мяса в день, оно должно соответствовать определенной категории, чтобы в нем непременно были кости. Точно так же и с сеном для копытных. А если заболеет обезьяна, то ее отпаивают горячим… кагором.

“Зеркало Недели”
 

Размещено в рубриках: ???????????


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние публикации


Реклама