Умер ?горь Кио. Уходят настоящие личности — вот в чем фокус…

11 сентября 2006

1.jpgС ?горя Эмильевича Кио началась “Первая крымская”. Не только, конечно, с него, но и с него тоже. В самом первом номере газеты было напечатано мое интервью с Кио, который тогда гастролировал в Симферополе. Как-то даже странно, что мы боль?е не увидим знаменитого иллюзиониста на арене Симферопольского цирка. ?горь Кио скончался на про?лой неделе в одной из московских больниц в возрасте 62 лет. Причины смерти называют разные: операция, диабет, запущенная пневмония. Но стоит ли акцентировать на этом внимание? У?ел человек совер?енно особенный, продолжив?ий на арене легенду своего отца-иллюзиониста, Эмиля Теодоровича, и сам прожив?ий жизнь, овеянную легендами. Представьте, она вместила в себя профессиональные занятия футболом у самого Константина Бескова, женитьбу на Галине Брежневой, дочери “дорогого Леонида ?льича”, участие в новогоднем аттракционе с самой Аллой Борисовной и многое, многое другое.

С Кио меня познакомил директор Симферопольского цирка Борис Тезиков. Если рань?е, в советские времена, в Симферополе постоянно выступали цирковые звезды первой величины, в том числе Юрий Никулин и Каранда?, Олег Попов и Эмиль Кио, два Геннадия, Ротман и Маковский, то в на?и времена заманить в Симферополь первостатейных артистов нелегко: и страна другая, и время, все звезды предпочитают гастролировать в дальнем зарубежье. Но Борис Борисович Тезиков знает, очевидно, какой-то секрет, поэтому периодически потчует нас Юрием Дуровым и Сарватом Бегбуди, дрессировщиками Шевченко, цирком на воде. Среди приятных и долгожданных сюрпризов был и ?горь Кио, за последнее время приезжав?ий к нам дважды.

В “позднем” Кио поражала не столько элегантность во всем, вплоть до сигарет (к этому мы привыкли), а какая-то вселенская усталость. Казалось, он все знает, все пережил, все испытал. Во время интервью слова ронял медленно, так же несколько вяловато, но стильно вел аттракцион, по-прежнему пиля и сжигая прекрасных дам. Минимум эмоций, даже какая-то прострация, бесспорно, умного человека. Возможно, дефицит здоровья. Возможно, просто такой имидж. Он мог позволить себе не отвечать на какой-то странный для него вопрос, мог вызывающе не смеяться над глупым анекдотом, рассказанным кем-то. Мог честно, без прикрас, но с уважением рассказывать о своих взаимоотно?ениях с родными, о крупных деятелях цирка — Юрии Никулине, Мстиславе Запа?ном, Леониде Енгибарове…
     Но оживлялся он, пожалуй, только говоря о футболе. Говорят, юно?еская любовь не стареет. У иллюзиониста Кио остались и эта любовь, и даже какое-то особое почтение к футболу, к великому тренеру Константину Бескову и всем его командам, к московскому “Спартаку” особенно. Кстати, с ныне?ним главным тренером “Спартака” Владимиром Федотовым Кио в юности играл в нападении. ? одно из своих последних (а может быть, последнее) интервью он дал именно о футболе — газете “Спорт-экспресс”.

В 2003 году, в последний приезд ?горя Кио в Симферополь, удалось зазвать его на презентацию книги “Прогулки с командором” — о художественном руководителе Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького А.Г. Новикове. Анатолий Григорьевич в молодости ходил в ассистентах у тогда?него мага и чародея Вольфа Мессинга — кому же как не Кио поздравлять виновника торжества.
     ?горь Эмильевич легко согласился, потом долго расспра?ивал меня, кто такой Новиков. Рассеянно пытался запомнить. Перед самым выходом на сцену Русского театра тихонько попросил: “Напомните, пожалуйста, как его зовут”. Для Новикова это был настоящий сюрприз, тем более ?горя Эмильевича и Анатолия Григорьевича объединяла еще и пылкая страсть все к тому же футболу. Два мэтра обменялись книгами — Кио подарил худруку театра им. М. Горького свою “?ллюзии без иллюзий”, вы?ед?ую в издательстве “Мой XX век”. Замечательная, кстати, книга, легкая и интересная, с точными жизненными наблюдениями, с иронией вообще и с самоиронией в частности. Перечитывать ее можно бесчисленное количество раз.
     Еще Кио почему-то запомнился устало идущим поздним вечером в симферопольскую гостиницу “Валенсия”, где он остановился. Тихое, укромное местечко, где можно не быть в центре внимания и не носить вечно загадочную маску вол?ебника на все времена. Мы провожали его, продолжая разговаривать.
     ?горя Эмильевича беспокоило ныне?нее положение российского цирка, но беспокоило постольку поскольку — работал он автономно и по-прежнему пользовался успехом. Он, конечно, был из того, прежнего, советского цирка, у?ед?его в небытие, — цирка личностей, великих клоунов и легендарных укротителей, бесстра?ных гимнастов, умелых директоров и божественно ловких администраторов. Он был одним из немногих полномочных представителей того великого цирка, чудом остав?егося в живых на заре ХХI века, когда наступили уже совер?енно другие времена.

Теперь и он у?ел, оставив в памяти легко узнаваемый запах Captain Blake, которые всегда курил. Кио — это, по сути, единственное, что мы еще могли противопоставить всем этим модным заграничным Копперфилдам и Дэвидам Блейнам. Хотя Копперфилд, говорят, тоже немного на?.

“Первая крымская” – СЕРГЕЙ ПАЛЬЧ?КОВСК?Й

Размещено в рубриках: ???????????


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние публикации


Реклама