80 лет назад открылся Новосибирский цирк

5 мая 2007

Цирк любили всегда. Цирковое искусство было очень популярно в конце XIX — начале XX века. Удивительно, но новониколаевцы чуть ли не с первых лет возникновения поселка имели возможность посещать цирковые представления. Вначале частники разворачивали цирковые балаганы, а в начале XX века стали строить каркасно-засыпные цирки — ?атровые, круглые здания из дерева. В разные годы — с 1904-го до конца 1920-х в городе работали цирки Коромыслова, ?зако, Стрепетова, Злобина и другие.

В мае 1910 года в Новониколаевск приехал на гастроли ?ироко известный «цирк зверей» дрессировщика Владимира Дурова из прославленной династии цирковых артистов. Было дано семь представлений, а «гвоздем» каждого была, конечно, сатирическая сценка «Железная дорога», в которой Дуров комментировал действия животных острыми ?утками в адрес царской администрации. Нужно сказать, что цирковые артисты всегда живо откликались на крупные события в стране. Так, в 1915 году во время Первой мировой войны в цирке ?зако давалось представление на тему “Подвиг казака Козьмы Крючкова”.

Строительством ведала детская комиссия
 

17 апреля 1927 года в газетах появилось сообщение, что на Андреевской площади (пересечение ныне?них улиц Фрунзе и Советской) начали сооружать боль?ой стационарный цирк на 2200 мест. Строительством ведала Сибирская детская комиссия. Казалось бы, зачем комиссии, занимающейся беспризорными детьми, цирк? Оказывается, он нужен был ей в качестве подсобного предприятия, приносящего прибыль. Чтобы как-то зарабатывать на свои нужды, детская комиссия содержала лото, казино (в качестве исключения), а теперь строила цирк.

Очевидно, это было боль?ое событие для Новониколаевска, потому что через два дня в прессе появилось новое сообщение:

В воскресенье рабочие поставили первые столбы — основания стен цирка. Цирк строится из дерева. Строящая его детская комиссия уже сдала его в аренду одной из трупп, находящейся сейчас в Златоусте. Эта труппа будет работать в Новосибирске в течение ?ести месяцев, начиная с 1 мая. Возможно, что будет работать и зимой.

Цирк вначале планировали открыть уже 8 мая — мень?е чем через месяц с начала стройки. Задержались всего на два дня. Торжественное открытие произо?ло во вторник, 10 мая, полдевятого вечера. Касса работала уже с 11 часов дня, а справки о наличии билетов можно было получить по телефону 5–59. Цены на них колебались от 30 копеек до 1 рубля 80 копеек.

«Паллас» зажёг свои огни

Чтобы передать атмосферу ожидания праздника, радости от встречи с цирковыми артистами, луч?е всего прочитать репортаж журналиста с Андреевской площади:

…Задолго до открытия цирка на площади началось массовое представление. Выстроились мороженщики, папиросники, торговцы семечками и прочими съестными припасами. Все это скучилось, сгрудилось, создавая впечатление тесноты, переполнения. Люди с вооду?евлением тёрлись в этом импровизированном торговом ряду с полудня. В толпе ?арили по чужим карманам. У какого-то краскома ухитрились даже срезать кобуру с наганом. В сумерки, словно это было обязательно и необходимо, все имев?ие билеты стали плотной стеной у входа. ? именно потому, что поступки толпы всегда бессмысленны и непонятны, никто никуда не мог двинуться. Кричали милиционеры. Хрипел контроль, надрывался администратор, пока не была найдена лазейка, в которую медленно начали просачиваться десятками любители цирка.

Стало просторнее. Люди беспрерывной лентой начали наполнять круглое деревянное здание. Загремел оркестр. Так и открылся цирк…

В афи?е было заявлено, что первое представление — парад. Пока съехалось только 60 артистов. Но в ближай?ее время ожидали приезда клоунов — ?утов народной сатиры Тома и Сержа, велосипедистов Каминских, знаменитого дрессировщика зверей А. Дурова.

По мнению некоторых зрителей, первая цирковая программа делалась наспех. Однако всем очень понравились выступления гимнастов Андро?ур и жонглера Базиля. А «гвоздем» программы на сей раз, без сомнения, были полеты без сетки по трапециям под самым куполом цирка Морозова и джигитовка Туганова. Эти два номера новосибирцы считали луч?ими. Не хватало только хоро?их клоунов. Как заметил корреспондент газеты, «остроты выступав?его клоуна Вилли относительно финагентов и коммунхоза пахли архивной пылью». Положение исправили неожиданно нагрянув?ие в конце представления третьего дня клоуны-сатирики Том и Серж. Они

не переставали острить на разные советские темы. Остроты их достаточно злободневны и умны, — писали газеты.

Что интересно, афи?и в цирке менялись каждый день. ? каждый день они печатались в прессе. Судите сами, какая реклама, очевидно, привлекала зрителей:

21 мая. Монстр — ударное представление.

24 мая. Боль?ое представление. Последняя гастроль Тома и Сержа. Все новинки. Анонс! Скоро полет — четыре чёрта.

25–26 мая. Спорт — акробатическое представление. Новые номера. Комическая пантомима «?ван на гастролях.

27 мая. Морозов — полет в ме?ке с завязанными глазами. ?сполнение без сетки. Анонс!

30 мая. Черти вылетят из Омска. Скоро Пат и Пата?он (Светлов и Воспетов).

4 июня. Полеты. Начало гастролей «Красных дьяволят».

Представления обычно проходили вечером, но иногда и в два часа дня («по уде?евленным ценам»). В антракте, как и сейчас, детей катали на цирковых ло?адях.

Жительница города Раиса Бриллиантова в книге «Мой Новосибирск. Книга воспоминаний» делилась своими детскими впечатлениями о новом цирке:

…А на площади Кондратюка (тогда Андреевской) стоял деревянный цирк, построенный в 1927 году. Там горели яркие огни, гремела музыка, там было весело и интересно. Мы знали некоторых работников и артистов цирка, выступающих неизменно под звучными иностранными именами, потому что хозяева на?ей усадьбы нередко сдавали им комнаты. Цирк этот просуществовал не очень долго, так как его не смогли отстоять от пожара.

Кстати, по поводу пожара нигде боль?е упоминаний не было.

«Не пугайте, товарищи, зрителя»

5 июня 1927 года сотрудники «Палласа«, долго не получав?ие зарплату, объявили забастовку. Директор — в пример ныне?ним временам — был предан суду, а заботу о цирке взяла на себя Сибирская детская трудовая комиссия. Теперь он стал называться «1-й Сибирский Госцирк». Новая дирекция занялась составлением разнообразной программы: появились номера эксцентриков, фокусников, велофигуристов, дрессировщиков.

Цирк давал представления до 5 октября, потом его закрыли на зиму, так как это была неотапливаемая постройка «временного характера«, рассчитанная на эксплуатацию не более двух лет. 1 февраля 1928 года здание цирка продали Сибгостеатру. Теперь здесь стали устраивать совместные программы. Так, в сентябре 1930 года вместе выступали артисты цирка, Сибгостеатра, эстрады и военного духового оркестра, а в следующем году была задействована балетная студия «Нео-спорт». В 1935–36 годах в цирке демонстрировали фильмы и проводили вечера оперетты.

Что касается чисто цирковой деятельности, то газета в 1930 году жаловалась, что

еще рано говорить о заметной советизации цирка. Много традиций, восходящих к средневековым площадным комедиантам.

Так, например, журналистам сильно не понравились костюмы гимнастов: у них на груди была эмблема с черепом и скрещенными костями. Считалось, что плохое влияние на советских циркачей оказывают заграничные артисты.

Не пугайте, товарищи, зрителя. Он приходит в цирк смеяться и радоваться. Мень?е де?евых ужасов, боль?е жизнерадостности, — советовала пресса.

Цирк ?апито

Госцирк управления театральными и зрелищными предприятиями завер?ил свою работу летним сезоном 1936 года. Его сменил передвижной Госцирк ?апито. Весной 1937 года горожанам сообщили, что в Новосибирске на месте быв?его Михайловского лога, за клубом имени Сталина сооружается цирк. По плану он должен был занять площадку диаметром в 32 метра. Собирался он из деревянных и брезентовых конструкций, изготовленных на заводах Кине?мы. Здание было высотой 18 метров и рассчитано на 1800 зрителей. Его открытие было назначено на 29 мая.

Цирк проработал весь летний сезон до наступления холодов. Программы были разнообразные и интересные, а самое главное, как отмечала пресса, — был выбран

правильный путь, по которому развивалось и росло на?е цирковое искусство.

Здесь выступали и акробаты, и наездники, и канатоходцы, и даже собаки-футболисты дрессировщика Карро — участники фильма «Цирк». Особенно популярна была труппа артистов «25 Океанос». Черепов на этот раз не было, зато остались псевдонимы на иностранный манер: акробаты Альди, турнисты Круффи, дрессировщик Золло.

«Колхозный цирк»

В 1950 году в городе образована новосибирская дирекция «Цирк на сцене» как подразделение, обслуживающее населенные места, отдаленные от Центральной России. Первоначально «Цирк на сцене» так и назывался — «колхозный цирк», затем — группа «Цирк на сцене», с 1972 года — дирекция коллективов «Цирк на сцене». В составе дирекции несколько творческих гастрольных коллективов.

Но проблемой оставалось качество помещения. Представления проходили только летом, зимой же цирковая жизнь замирала. Еще с 1930 года на заседаниях горсовета ре?ался вопрос о необходимости строительства в городе боль?ого каменного циркового здания. Оно появилось у новосибирцев ли?ь через 40 лет — в 1971 году, а сооружалось все 60-е годы. Новизна была в том, что это здание можно было использовать как цирк на 2300 мест, как киноконцертный зал, как зал массовых собраний, спортивных демонстраций, устройства выставок. Стационарная ?ирокоформатная установка могла сопровождать цирковые представления демонстрацией соответствующих лент.

?нтересно, но на? цирк «клонировали» во многих городах страны. Такие же здания появились в Уфе, Куйбы?еве, Перми и других городах.

Жаль, что сегодня для Новосибирского цирка настали трудные времена…

“Вечерний Новосибирск” – Людмила КУЗМЕНК?НА

 

Размещено в рубриках: ????????


Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Последние публикации


Реклама