Аскольд Запа?ный: “Я тоже иногда поддаюсь дрессуре”

13 апреля 2007

Род братьев Запа?ных прославился еще в конце XIX века. Клоуны, гимнасты, акробаты – практически все ипостаси циркового искусства про?ли предки знаменитых дрессировщиков, прежде чем прославиться в укрощении хищников.

Сегодня «Цирку братьев Запа?ных» рукоплещет американская публика и жители Поднебесной. На про?лой неделе Аскольд и Эдгард представили свое новое ?оу и алматинской публике. Накануне премьеры один из продолжателей знаменитой династии рассказал о своих слабостях и страхах корреспонденту «Л?ТЕР-Недели».

Слы?ала, вы купили в Алматы тигренка на «перевоспитание». Существует ли какая-то «фабрика звезд» для хищников – будущих цирковых артистов?

Определенного места приобретения малы?ей не существует. Отлажена система обмена информацией среди знакомых людей – работников зоосадов, зооцирков. Когда на свет появляется потомство, дрессировщикам об этом сообщают. У нас, к сожалению, нет возможности выбора животных по определенным параметрам, так сказать «техническим данным», поэтому нам приходится брать малы?а и подстраивать под него свою работу. Цирк – это ведь творчество, а то, что касается творчества, не имеет обязательной программы или формулы. Артист – вольный человек, поэтому если мы берем новое животное, то у нас есть возможность определять, какие роли отдать одним животным, а какие другим. Если, к примеру, это грузный, но красивый тигр, он может просто укра?ать номер, а прыгать будут другие.

Ва?а мама при?ла в цирк, так скажем, «с улицы», без специального образования. Она просто приняла образ жизни ва?его отца – великого Вальтера Запа?ного и стала известной артисткой. Получается, чтобы стать циркачом, не обязательно заниматься этим с детства, достаточно обладать определенными человеческими качествами?

Все зависит от того, какие цели ставит перед собой человек. Здесь ситуация примерно та же, что и с тиграми – у людей, работающих в труппе, много разных по сложности функций. Кроме того, есть боль?ая разница между людьми стремящимися и не стремящимися. Возьмите любую профессию, в ней всегда бывают падения и успехи как у людей талантливых, так и не совсем. Мама очень хотела быть рядом с отцом. Сначала она была его ассистенткой, потом стала артисткой, но высот циркового искусства она так и не достигла, оставаясь ли?ь укра?ением номера. Так что артист цирка, как вы понимаете, это понятие относительное.

Некоторые артисты, обзаводясь женами и мужьями, приводили их работать в цирк либо выбирали людей, уже связанных с этим искусством. У вас с братом есть определенная стратегия в этом плане?

С некоторых пор я убежден в том, что дела сердечные планировать нельзя. У меня нет какого-то строгого принципа, по которому я буду выбирать себе невесту. Но я был бы не против, если бы моя будущая супруга делила со мной мои рабочие будни. Если я выберу себе деву?ку, не связанную с цирком, то это вызовет дополнительные неудобства. Ведь гастроли для меня – это на самом деле образ жизни, и человек, с которым я свяжу жизнь, должен на это согласиться. Переезды, нестабильность, несчастные случаи, не всегда комфортный быт – это и есть жизнь дрессировщика или гимнастки. Ребята из на?ей труппы встречаются с деву?ками во время гастролей, потом уезжают и возвращаются ли?ь через несколько лет. Ре?иться на такие отно?ения очень сложно, а потому я лично не заморачиваюсь на таких критериях, как дома?няя или цирковая деву?ка. Думаю, жизнь все расставит по своим местам.

Знаю, что у вас с братом есть своя профессиональная ?утка. Когда вы смотрите на выступления коллег, то часто приговариваете: «Смотри, что человек выделывает, ли?ь бы гайки на заводе не крутить». Считаете себя белоручками?

Цирковые артисты отличаются от людей, работающих в ?оу-бизнесе, от гламурно-избалованного бомонда. Мы очень много трудимся физически, при этом не всегда упорный труд – залог обеспеченного будущего и карьеры, скорее, даже наоборот. Циркачи – это фанаты, которые живут надеждой, пройдя зачастую через сложные этапы в своей жизни. Я могу починить дома сантехнику, могу и столб вколотить, и на грядке покопаться, даже поку?ать себе приготовить, если нужно, хотя не считаю это мужской обязанностью. Задача мужчины, по моему мнению, – зарабатывание денег, чтобы деву?ка, находящаяся рядом, могла пойти и потратить на себя энную сумму. Потому что она укра?ает его жизнь, и это ее работа. Но лично мне в своей жизни приходилось немало работать физически. Мне приходилось 39 суток подряд ехать в товарном поезде с животными, ухаживая и убирая за ними. Так что «Принеси, подай, я ничего делать не буду» мне говорить не приходилось.

Вы окончили Г?Т?С по специальности «Режиссер цирка». Разве ?оу – это не внутреннее ощущение самого автора номера? Рань?е ведь этому не учили и как-то жили…

К сожалению, не учили. В советское время режиссура в цирке заключалась ли?ь в том, чтобы в главке следили за тем, чтобы в программе не было похожих номеров и в города один за другим не приезжали, к примеру, дрессированные слоны. Существовала такая должность, как инспектор манежа, который определял последовательность выступлений от легкого номера до «гвоздя программы». Потом настала свобода, с Запада хлынул огромный поток информации, следовательно, появилась конкуренция между труппами. Зрители, увидев ?оу Майкла Флетли или Дэвида Копперфильда (которые являются цирковыми иллюзионными постановками), уже не согла?ались платить деньги за отечественный цирк. С тех пор и стала востребована должность режиссера цирка, который отвечает за неповторимость, оригинальность программы.

Вы часто бываете в цирке в качестве зрителя?

Да, причем я очень люблю ходить в цирк, даже если заведомо знаю, что это полный «трэ?». Я сделал вывод, что информацию надо собирать, а знание – это реально сила. Если ты просто убежден в чем-то, то совсем необязательно, что это факт. Руководствуясь своими предрассудками, очень часто можно попасть впросак. Я обязательно пойду «на имя», на раскрученную персону, причем не только на цирковую, даже если догадываюсь, что будет скучно, все равно иду, чтобы убедиться и потом заявлять об этом, уже будучи уверенным на сто процентов, а не основываясь на слухах.

Для многих людей вы – олицетворение мужественности и смелости. Есть что-то, чего боится знаменитый дрессировщик Аскольд Запа?ный?

Конечно, и этого не мало. Для меня страх – чувство необходимое, потому что без него человек бы не чувствовал опасности, не знал меры. Разумеется, страх должен быть по возможности контролируем. Если ситуация подразумевает предстоящую опасность, то к страху нужно готовиться для того, чтобы успеть среагировать и не руководствоваться страхом и паникой. Я не стараюсь нести в массы образ бесстра?ного человека, это красиво, но не думаю, что проявление героизма – ввязаться в драку с пятью пьяными отморозками. Я попытаюсь такую ситуацию «разрулить», а если получится, может, даже и убежать. Страх ли это? Думаю, это, скорее, разумное отно?ение к ситуации. Если же говорить конкретно, то я боюсь глупой смерти, потому что я возложил на себя ответственность – от меня во многом зависит немало людей. Поэтому подвергать себя неоправданному риску не могу, но это не значит, что я не люблю бросать себе вызов. Пара?ют и сноуборд для меня удовольствие.

Вы увлекаетесь 3D дизайном, это занятие требует усидчивости…

Я очень усидчивый человек, если бы у меня была не такая нервная работа и руки порой не тряслись от волнения, то я, наверное, мог бы стать часовым мастером со своей усидчивостью. Отец меня с детства приучил браться за что-то только тогда, когда ты готов сделать это хоро?о. Так что благодаря природной усидчивости и стремлению к результату, насколько бы мне скучно не было, я мужественно выдерживаю все этапы моего творчества.

Вы сами поддаетесь дрессуре?

Я не видел в жизни ни одного человека, который бы не поддавался дрессуре. Все неподдающиеся, как правило, сейчас отбывают сроки в местах не столь отдаленных. Мы живем в замкнутом мире и все делим общую территорию. К тому же мы все в этом мире взаимоконтролируемы, даже президент подчиняется и народу, и парламенту. ?наче наступит анархия и хаос. Правила поведения, правила общения – все то, где задействован боль?е, чем один человек, это своего рода дрессура. Как только люди встречаются, они устанавливают между собой правила общения и кто-то является контролирующим, а кто-то подконтрольным, но даже тот, кто контролирует, отталкивается от кем-то придуманных норм.

Обычно в отно?ениях дрессируете вы или дрессируют вас?

Стараюсь быть контролируемым, но я понимаю, что я порой, как часть системы, являюсь дрессируемым сотрудниками ГА?, к примеру. А в личном плане, думаю, я готов согласиться на взаимную гуманную дрессуру, чтобы приносить счастье любимому человеку и самому быть счастливым.

“Литер-Неделя” – Жама ГАФУР, фото Сергея ХОДАНОВА

Размещено в рубриках: ??????????????


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние публикации


Реклама