Советская клоунская ?кола перестала существовать

7 Апрель 2007

Советская клоунская ?кола перестала существоватьНе каждый человек согласится на то, чтобы над ним публично смеялись и каждый вечер пусть не очень больно, но били, обливали водой, посыпали голову мукой, ставили подножки. А он, клоун, должен падать, или, как говорят в цирке, делать каскады… ? все ради того, чтобы заставить зрителей смеяться. Эту профессию выбирают или из боль?ой любви к цирку, или зная, что всегда заработае?ь на безбедное существование.

А где же клоуны?

Еще в про?лом веке клоуны были самыми популярными персонажами циркового представления. На манеже сияло целое созвездие великих паяцев. Люди ?ли «на Каранда?а», «на Енгибарова», «на Никулина», зная, что праздник им гарантирован. Почему же сегодня нет таких ярких и запоминающихся артистов?

Считается, что на? современный цирк не богат на хоро?их клоунов. ? реприз у них маловато.

Консультант по творческим вопросам Московского цирка на Цветном бульваре, жена Юрия Владимировича Никулина Татьяна Николаевна Никулина:

Если ?есть-семь реприз наберется, это уже очень хоро?о! Вот у Юры с Ми?ей Шуйдиным их было боль?е ?естидесяти.

 А у Каранда?а – все двести пятьдесят! Выучиться на клоуна невозможно. ?м нужно родиться. В цирковых училищах по-прежнему существует эта дисциплина, там также учат основам разных цирковых жанров, актерскому мастерству. Есть очень способные студенты, но «звезды» почему-то не зажигаются. В боль?инстве своем ныне?ние коверные боль?е похожи на массовиков-­затейников, которые «играют» с публикой, вытаскивая зрителей на манеж. На самом деле очень несложно вызвать смех за счет того, что выставляе?ь дураком зрителя. Намного сложнее добиться этого своими собственными фантазией и талантом. Наверное, что-то должно совпасть в самой жизни, чтобы появились такие же плеяды замечательных клоунов, которые были рань?е.

Для клоуна главное – доброта, ду?евность, – говорит в про?лом известный клоун, а ныне директор Екатеринбургского цирка, народный артист России Анатолий Марчевский. – Если человек злой, агрессивный, он не сможет спрятаться за маской, как артист театра. Такова уж специфика циркового манежа. Зрители, особенно дети, сразу почувствуют фаль?ь. Можно ли выучиться на клоуна? Научиться можно ремеслу, а клоун – в первую очередь ду?а и талант от Бога. Это либо есть, либо нет.

На вопрос «кого из современных клоунов вы знаете?» боль?инство, скорее всего, ответят – Вячеслава Полунина. Его «тихая», неагрессивная клоунада не похожа на ?утки привычных паяцев и скоморохов. Но для его манеры выступлений боль?е подходят понятия «сценическое», «театрализованное». А театральные артисты, даже очень хоро?ие, как правило, «не проходят» на цирковом манеже. Вот и получается парадокс – настоящий клоун обязательно должен быть хоро?им артистом, но не всякий хоро?ий артист может стать настоящим клоуном.

Необходимая часть клоунской работы – реквизит. Начиная от париков, ?ляп, клоунских ботинок и заканчивая такими серьезными предметами, как, например, бревно или огромная бутыль Никулина и Шуйдина, которую изготавливали по их заказу на заводе. ?ногда интересный предмет становится причиной рождения новой репризы.

Реквизит клоуны всегда ищут сами. При этом не существует специальных «цирковых» магазинов и ателье. Разве что костюмы можно заказать в театральных мастерских. Рань?е клоуны возили за собой целые контейнеры с реквизитом и костюмами. Сегодня у боль?инства из них весь багаж умещается в одном чемодане. Актуальна мобильность. Многие артисты сами ищут контракты, и для них важно иметь возможность быст­ро собраться и переехать на новое место.

Безреквизитность – это одна из причин того, что стало мало интересных реприз, – считает режиссер цирка Никулина, заслуженный деятель искусств Наталья Маковская. – Клоунский репертуар от этого стал беднее. Но если говорить о профессии в целом, то сегодня нужен новый подход к клоунаде. Хотя бы потому, что меняется динамика самого представления. Ведь клоун-философ, каким был, например, Енгибаров, уже не пройдет – нет времени на такие долгие интермедии. А коверный становится не нужен, потому что смена номера происходит очень быстро. Сейчас клоуну очень важно найти свое место в представлении. Надо создавать неболь?ие, динамичные репризы, которые будут идти, перемежая другие номера, не снижая темпа спектакля. ? обязательно надо уходить от плагиата (боль?инство клоунов до сих пор работают на ?тампах), искать новую тематику, свежий взгляд.

Рань?е существовала отдельная профессия – автор клоунад. Одним из известных мастеров в этом жанре был отец Юрия Никулина Владимир Андреевич. Сегодня таких нет. Репризы в основном придумывают сами артисты.

Самое трудное – придумать хоро?ую клоунаду, – говорит молодой, талантливый артист Константин Устьянцев. – Как ни странно, почему-то не хватает идей. А если и придумае?ь что-то интересное, только и смотри, чтобы не украли.

Воруют нередко. Хотя клоунскую репризу, как и литературное произведение, можно запатентовать, чтобы на полных юридических основаниях отстаивать свое авторство и наказать вора на приличную сумму денег. Почему цирковые артисты этого не делают? Да просто как-то не принято.

У Никулина была такая маленькая, как говорят в цирке, «корючка». Он выходил на манеж с забинтованной рукой и на вопрос инспектора­ манежа «что случилось?», отвечал: «В очереди за тарелками стоял». Зал взрывался от смеха, потому что в то время в очередях за посудой дело нередко доходило до драк. Сейчас такая ?утка не вызовет никакой реакции. Но, наверное, можно было бы найти что-то другое, благо сме?ного в жизни не мень?е, чем рань?е.

Рань?е была такая поговорка: «Утром в газете, вечером в куплете», то есть любая новость сразу обыгрывалась клоунами. Современные клоуны не используют сатиру, – говорит в про?лом клоун, народный артист России Геннадий Ротман, – все в основном сосредоточены на интермедиях, пантомиме. На мой взгляд, хоро?их клоунов нет еще и потому, что нет хоро?ей ?колы. Рань?е были прекрасные педагоги, которые передавали свое мастерст­во, тот же Никулин и Шуйдин про?ли потрясающую ?колу у Каранда?а. А потом наступил момент, когда все луч?ие уехали за границу (кстати, сам Геннадий Ротман живет в Америке. – «АН»). В Цирке дю Солей, где всегда ан?лаги, работает 80 процентов на?их мастеров, они и воспитывают там своих учеников. А без ?колы ни одна профессия не может развиваться.

С каждым годом все мень?е становится желающих поступать на отделение клоунады.

На мой взгляд, это связано с тем, что упал престиж профессии, – говорит директор Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева Валентина Савина. – Стало выгоднее идти в охранники, чем в клоуны. ?ногда, примерно раз в четыре года, выпускается одна интересная клоунская пара. Но эти талантливые артисты, как правило, сразу находят контракты за рубежом, там и остаются. ?ли уходят в ?оу-бизнес, трансформируясь под эстрадную эстетику.

Конечно, денег там платят намного боль?е. Поработав пару лет за границей, можно купить себе хоро?ую квартиру в Москве и дом в Подмосковье. За тот же срок работы в России – в луч?ем случае приличный автомобиль.

Они такие разные…

Рань?е были очень популярны клоуны-­буфф с набором падений, ударов, обливаний водой. Традиционно их было двое – Белый и Рыжий. Есть клоуны-­трюкачи. Они могут сделать акробатические трюки, пройтись по проволоке, жонглировать или балансировать на кату?ках. Но самый трудный жанр – клоуны­- коверные. Они заполняют паузу между номерами, когда меняют реквизит, и готовы моментально сымпровизировать, чтобы сгладить неудачу предыдущего номера.

?нтересный случай произо?ел с коверными Никулиным и Шуйдиным во время гастролей в городе Калинине. Выступал жонглер с горящими факелами. Случайно один из них отлетел, и тут же загорелись занавеска и деревянная стена цирка. Никулин сорвал огнету?итель и с криком «это ты поджег цирк!» погнался за Шуйдиным. Он поливал пламя из огнету?ителя и обливал Шуйдина, который, прыгая рядом, исполнял какой-то дикий танец. В результате пожар зату?или, а зрители громко смеялись, будучи в полной уверенности, что все так и задумано.

?похондрики и приколисты

Клоун по имени Боб О’Коннор заставлял публику покатываться от хохота. Но сам страдал ипохондрией. Однажды Боб при?ел на прием к невропатологу. Тот прописал обтирание холодной водой, дал ряд советов, а в заключение сказал:

Пойдите в цирк. Там выступает Боб О’Коннор, и вы непременно развеселитесь!

Боб О’Коннор – это я, – уныло ответил артист.

Как ни странно, в жизни клоуны зачастую бывают довольно скучными и нудными людьми. Например, знаменитый Каранда? был очень педантичным и непростым по характеру. Он считал, что в его профессии очень важен математический расчет, и со скрупулезностью, доводящей его партнеров до изнеможения, выверял каждую мелочь на манеже. При этом он был вспыльчивым, требовательным и жестким. Правда, это не ме?ало и ему время от времени устраивать розыгры?и за кулисами. Например, у Каранда?а была одна реприза с хлопу?ками. ?ногда, в момент особо хоро?его настроения, Каранда? просовывал голову в гримерную своих ассистентов (в то время это были как раз Никулин и Шуйдин) и говорил:

Никулин, вы не находите, что за кулисами стало очень тихо? Хоро?о бы хлопу?ечку…

Понятно, Михаил Николаевич, – отвечал Юрий Никулин.

Сняв с гвоздя хлопу?ку и убедив?ись, что никто его не видит, он взрывал ее, при этом толкал стремянку, а Шуйдин бросал на пол жестяное корыто. Оглу?ительный взрыв, ?ум от падающей стремянки и корыта вызывали за кулисами стра?ный переполох. Сбегались все, кто только мог. ? в самый кульминационный момент Каранда? быстро выходил из своей комнаты и строго спра?ивал:

В чем дело? Что произо?ло?

Да вот, – виновато говорил Никулин, – привязывал хлопу?ку, упал, а она взорвалась

Осторожнее надо. Сколько вас учить можно! – кричал Каранда? и, пряча улыбку, быстро уходил к себе.

Часто довольно зло ?утили и над самими клоунами. По ходу репризы знаменитый Константин Берман съедал пирожное (он сам выбирал его в цирковом буфете). На одном спектакле униформисты начинили приготовленное пирожное горчицей. Берман ел пирожное, делая вид, что причмокивает от удовольствия, а из его глаз текли слезы. За кулисами он дал волю своему гневу.

Какая повидла де?евая это сделала?! – кричал он.

Насколько это выгодно?

Сегодня, помимо цирка, существует много мест, где артисту-клоуну можно заработать. Детские праздники, в том числе элитные, презентации, клубы, всевозможные вечеринки. Впрочем, часто там работают далеко не профессионалы. Каждый, кто хочет и чувствует в себе силы, может по­пробовать себя в роли клоуна. Как правило, престижа клоунской профессии это не прибавляет, зато многим дает заработок. Как работа Дедом Морозом.

Владимир Дерябкин – клоун-дрессировщик. У него две репризы с медведем. Кроме этого он прекрасно владеет музыкальной эксцентрикой, может сыграть «убойное» соло на ударных.

Я не могу жаловаться, – говорит он. – Как клоун я востребован и в цирке, и вне его. Честно сказать, пользуюсь отсутствием хоро?их клоунов, чтобы зарабатывать деньги. А клоунов сейчас мало еще и потому, что цирк «убивают» уже много лет. Хоро?ие, талантливые ребята сидят без дела, им просто не дают хода.

Материальное благополучие клоунов напрямую зависит от их востребованности. Причем работа в цирках составляет ли?ь 50 процентов их занятости, а иногда и того мень?е. Есть клоуны, которые даже и не стремятся на манеж, а довольствуются теми многочисленными возможностями, которые предоставляет современная развлекательная индустрия. Здесь клоуну легче найти себе работу, чем, например, акробату, возду?ному гимнасту или даже жонглеру, которому необходимо помещение с высотой не менее 5 метров. Клоуну же достаточно неболь?ого пространства – была бы публика. Кроме того, клоун может работать как ведущий праздничной программы. А эта работа требуется практически на всех вечеринках, не говоря уже о детских праздниках. Как и у любого артиста, у клоунов есть свои ставки. Некоторые отрабатывают выступление за 10-15 долларов, другие за 300-400, а некоторые (их единицы, к ним же относится и Вячеслав Полунин) – не мень?е чем за 1000 долларов. А если это гала­-выступление, то есть эксклюзивное, то гонорар доходит и до 5000. Конечно, клоун – это не поп-певец, но при наличии способностей и хоро?его продюсера жить может вполне безбедно.

Сегодня достаточно много клоунов, которые не принадлежат ни какому-то независимому цирку, ни компании «Росгосцирк». Они обзаводятся собственной ма?иной-фурой, которая при необходимости служит им домом, и на ней передвигаются с места на место, перевозя весь реквизит, а иногда и животных. ?менно к таким артистам относится Владимир Дерябкин, клоун-дрессировщик со своим медведем.

Я абсолютно доволен своим независимым положением. Работаю ли по пригла?ению Росгосцирка или Цирка Никулина – у меня одинаково хоро?ие условия. Очень люблю работать в ?апито. Хотя обычно зарплата в них мень?е, чем в стационарных и особенно столичных цирках, но зато – свежий воздух и полная независимость. Свой дом на колесах всегда рядом, все необходимое для работы и жизни я приобретаю сам, на те деньги, которые входят в мой гонорар, и никто не может мне приказать, куда двигаться даль?е. Я всегда сам выбираю те условия, которые мне более комфортны. Пока что я, слава богу, востребован.

Как рождаются репризы

Как придумываются репризы? По-разному. ?ногда отправной точкой служит придуманный трюк, иногда – услы?анный анекдот, а иногда увиденная в журнале карикатура. Однажды Юрий Никулин увидел в «Крокодиле» рисунок. На базаре сидит человек и продает арбузы. На одной ладони он держит арбуз, а на другой лежит гиря. Под рисунком подпись: «Когда на базаре нет весов». Так родилась реприза «Яблоки». В ней двое жуликов обманывают на рынке народ – на одну руку кладут килограммовую гирю, а на другую – одно маленькое яблочко.

Есть классические репризы, которые исполняются клоунами многих поколений. Например, реприза «Вода», или «Лейка». Никто не знает, кто ее автор, но она считается одной из самых беспроигры?ных. Клоуны хотят облить из лейки кого-то третьего, как правило, это ведущий-инспектор манежа. В результате обливают водой их самих. Просто, но сме?но. Такие интермедии называются «Реприза на ха-­ха».

Особый язык жанра

Если, например, хоро?ий возду?ный номер везде проходит хоро?о, то клоунов не в каждом городе принимают одинаково. Не говоря уже про заграницу, когда приходится оперативно адаптировать репризы под особенности страны и переводить реплики на чужой язык. Но иногда бывает так, что никакой язык вообще не нужен.

Как-то раз в Ереване за кулисы при?­ла пожилая женщина, – рассказывал Юрий Никулин. – Она впервые попала в цирк и сказала нам:

Мне так понравилось, как вы выступаете! Так все понятно – прямо на армянском языке.

Нам было приятно это услы?ать. Ведь в своей клоунаде мы не произносили ни одного слова.

Как правило, всегда хоро?о принимали и принимают клоунов Москва и Петербург. Они традиционно считаются «цирковыми» городами. А есть города сложные. Например, Одесса. Если артист хоро?о выступил в Одессе, то номер у него стоящий и пройдет везде. Старые артисты рассказывали, что в давние времена на цирковую премьеру в Одессе с каждой улицы приходило по одному человеку. На билет собирали в складчину. Если этот человек говорил:

Это-­таки стоит посмотреть, – вся улица покупала билеты. Если же он изрекал:

Пусть их смотрит Жмеринка, – цирк прогорал.

Цирковые истории

Будучи уже известным, «грустный клоун» Леонид Енгибаров сидел в кафе с очаровательной деву?кой и рассуждал о том, как обременительна эта «проклятая» популярность. Неожиданно к нему обратился мужчина и стал настойчиво предлагать подойти к его столу. Енгибаров, как и полагается звезде, был печален и непреклонен. Наконец, поклонник взмолился:

Ну хотя бы повернись к на?ему столу. Моя жена хочет посмотреть, как связан твой свитер…

Карьера Юрия Никулина началась с «подсадки» в репризе Каранда?а «Сценка на ло?ади». Каранда? как бы предлагал желающим поучиться ездить верхом. В результате в седле оказывался Никулин. К нему привязывали страховочную лонжу. Вскоре он с ло?ади падал и под гомерический хохот публики парил над манежем. Однажды Никулин пригласил на представление понравив?уюся деву?ку. ? надо было такому случиться, что именно в этот вечер он попал под копыта ло?ади и его прямо с манежа увезли в больницу. Деву?ка на следующий день при?ла навестить артиста, а через полгода они поженились.

Какая жизнь – такие и клоуны. Советская эпоха обладала очень важным свойством – в ней было стремление к идеалу, к сообществу и, в общем-то, доброта. Сегодня идеалы – рациональность, практичность, индивидуализм. Место героя занял человек предприимчивый, успе?ный, умеющий в любой ситуации постоять за себя. А доброта, скорее, воспринимается как слабость. Значит, клоунам надо срочно искать новые струны в ду?ах зрителей. ?ли всем нам нужно подождать, пока изменится время.

“Аргументы неделi” – Елена ОЛЬШАНСКАЯ 
 
 

 
 
 

Размещено в рубриках: ?????????


Календарь

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Последние публикации


Реклама