Почему орел боль?е не клюет “Прометею” печень?

20 марта 2007

Спектакль Прометей во ВладивостокеВ марте Владивосток может видеть редчай?ее зрелище – спектакль “Прометей”. Представьте умное и красивое произведение, где опасные трюки и яркие эффекты подчинены одной истории. Первый в стране цирковой спектакль был создан 30 лет назад знаменитым цирковым артистом Владимиром Волжанским. С тех пор его видели почти во всех странах мира. Детище Волжанского, его коллег и продолжателей было удостоено Первой государственной премии СССР, а в 1998 году завоевало “Серебряного клоуна” на фестивале в Монте-Карло – самую престижную награду в мире циркового искусства.

Как и греческий миф, спектакль начинается с любви – с удивительно красивого танца бога Прометея и его смертной возлюбленной. Эквилибристика в сочетании с глубоким светом и тревожной симфонической музыкой точно выражает движения страсти. Ради любви Прометей ре?ается на подвиг. Крадет огонь с Олимпа, отдает его людям – и на арене вспыхивает изысканный феллиниевский танец огня. Прометея настигает расплата – он уже вздернут под потолком в цепях. Когда-то в эту сцену, о?ара?ивая публику, влетал настоящий дрессированный орел и, пролетая через весь зал, садился на жертву и “клевал” Прометею печень.

Теперь из-за недостатка финансирования орла на гастроли не возят, – рассказывает ?горь Гринько, руководитель спектакля. – Да и само зрелище сокращено примерно на треть, выступают 15 артистов против прежнего полного состава в 30 человек. К примеру, если сегодня у нас только два взлета (а это очень красивый эффектный трюк), то рань?е одновременно взлетали ?есть артисток.

Однако и урезанный вариант спектакля дает зрителю небывалое удовольствие – и детям, и взрослым. Все основные сцены сохранены, и спектакль воспринимается как единое целое. Центром действия является пьеса канатоходцев. Они ходят по тонким тросам высоко над ареной. На голове мужчины непринужденно стоит деву?ка в балетных пуантах, изящно вскинув руки. Потом композиция усложняется – их уже трое: артисты легко идут по канату, натянутому под углом 45 градусов. Они стра?но рискуют – и так вовлекают зрителей в созерцание настоящего искусства.

 Спектакль Прометей во ВладивостокеРискованные трюки в цирке означают величие человека. Это и есть подарок “Прометея”. Подарок артистов, которые работают за пенсию в 2,5 тысячи рублей, каждый раз рискуя убиться или покалечиться.

Когда ходи?ь по канату, ни о чем, кроме трюка, думать нельзя, – говорит ?горь Гринько. – Нас возбуждает боль?ой зал, полный публикой, которая следит за тобой, затаив дыхание. Жаль, но во Владивостоке в первые дни было человек двести. Это особенно обидно, когда знае?ь о том, как искусно разрекламированные, но ничем не выдающиеся коммерческие программы собирают полные залы. А что могут сделать артисты? Мы понимаем, что это убытки, но, как и на любом представлении, работаем по-честному.

В цирке любая о?ибка может стоить тебе или твоему напарнику жизни… Хождение по канату – это один из самых опасных и захватывающих цирковых жанров. У каждого из нас подготовка не менее 10 лет. Я, например, мастер спорта международного класса по спортивной акробатике, 10 лет занимался профессиональным спортом, а потом у?ел в цирк. ? вот уже 12 лет работаю в спектакле “Прометей”. Мы репетируем каждый день по три часа. Если случаются вынужденные перерывы, хотя бы на месяц-два, то это значит, что восстанавливать навык балансировки будет тяжело – надо будет заново “нахаживать ноги”.

Мировой успех “Прометея”, не проходящий уже 30 лет, давно уже подталкивает артистов к созданию нового спектакля.

?дей полно, – признается Гринько, – но нет денег: Росгосцирк постановки не финансирует, а у артистов зарплаты едва хватает на сведение концов с концами. Можете представить, сколько стоит весь аппарат – вся эта сложная система тросов и платформ, на установку которой уходит два дня.

Напомним, что спектакль в цирке – это для мировой практики подход не новый, но для России – редкий случай, отсылающий к попыткам создания цирковых авангардных спектаклей в начале ХХ века. Если можно сравнивать, то по уровню изобразительности “Прометей” далеко опережает боль?инство ныне?них театральных постановок, которые выглядят сли?ком просто по отно?ению к физическим возможностям актера и сли?ком одномерно по отно?ению к пространству. ?менно у цирка получается совмещать две почти противоположные идеи: глубину мифологических обобщений и невероятно высокую степень ощущения реальности – обостренного сопереживания сценическому действию. ? все это сделано по-настоящему красиво.

“Ежедневные Новости. Владивосток” 

Евгений ПАНКРАТЬЕВ; фото Алексей ВОРОН?Н

Размещено в рубриках: ?????????


Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Последние публикации


Реклама