Никулиным не раз интересовались на Лубянке

15 января 2007

В КАКОЙ бы компании ни появился Юрий Никулин, его всегда просили рассказать анекдот: «Вы же клоун. Может, как-нибудь по?утите?» «А вы чем занимаетесь?» — однажды поинтересовался у желающего послу?ать анекдоты Никулин. «Я — генерал артиллерии», — ответил тот. «Ну так, может, вы нам сейчас что-нибудь выстрелите?».

Владимир Цукерман в 8 лет начал собирать коллекцию «Музея трёх актёров». Сейчас в ней 15 тыс. экземпляров18 декабря Юрию Никулину исполнилось бы 85 лет. Сме?ные и трагичные истории из жизни великого артиста «Суперзвёздам» рассказал директор «Музея трёх актёров» Владимир Цукерман.

ЕСЛ? бы Никулин не поступил в студию клоунады, вполне возможно он стал бы милиционером. «Вы фронтовик, награды имеются, давайте к нам! — предлагали ему в органах. — ?наче привлечём за тунеядство».

Вернув?ись в 1946 году с войны, Никулин три месяца не работал и не учился, а все его попытки поступить в театральные и кинематографические вузы заканчивались неудачей. «Вы нефотогеничны, ва?е лицо будет плохо отпечатываться на киноплёнке», — сказали ему во ВГ?Ке. Не взяли Никулина и в Г?Т?С, и в Щепкинское, и в Щукинское училища. Он пытался попасть во вспомогательный состав Театра им. Моссовета к Юрию Завадскому, но и там получил отказ. Зато оказался в студии клоунады.

«ОН У ВАС ЧТО, ПР?ПАДОЧНЫЙ?»

ПЕРВЫЙ раз Юрий Никулин попал в цирк в пятилетнем возрасте. Ему так понравилось, что он захотел стать клоуном. Мама с?ила ему костюм из ситца с жёлтыми и красными цветами. ?з гофрированной бумаги сделала воротник-жабо, из картона — маленькую ?апочку с кисточкой, на тапочки при?ила помпоны. «В таком виде я по?ёл в гости к девочке, у которой устраивали костюмированный вечер, — напи?ет потом Никулин в своей книге «Почти серьёзно». — Кто-то из ребят оделся врачом, кто-то изображал подснежник, одна девочка при?ла в пачке и танцевала. А я — клоун и понял, что должен всех сме?ить. Вспомнив, что, когда клоуны в цирке падали, это вызывало смех у зрителей, я как только во?ёл в комнату, тут же грохнулся на пол. Но никто не засмеялся. Я встал и снова упал. Довольно больно ударился (не знал я тогда, что падать тоже надо умеючи), но, преодолев боль, снова поднялся и опять грохнулся на пол. Падал и всё ждал смеха. Но никто не смеялся. Только одна женщина спросила маму:

«Он у вас что, припадочный?» На другой день у меня болели спина, ?ея, руки, и первый раз я на собственном опыте понял — быть клоуном непросто».

НАГОНЯЙ ОТ КАРАНДАША 
 
Никулин и Шуйдин были идеальными партнёрами, но не друзьямиВ ОЧЕРЕДНОЙ раз Никулин убедился, что клоуном быть совсем непросто, когда впервые вы?ел на манеж Московского цирка. Он уже работал в группе клоунов под руководством знаменитого Каранда?а. Заболел один из артистов, и на арену выпустили молодого Никулина. Он вы?ел на манеж и… начал крутиться по нему, от ?ока не зная, в какую сторону говорить. Пока вертелся, забыл то, что хотел сказать.

Театральные актёры знают, насколько сложно работать на манеже. За твоей спиной нет стены. Нужны особая пластика и органика, чтобы тебя видели и слы?али все зрители цирка. Молодого Никулина тогда выручил ведущий Александр Бу?е: «Вы хотите показать фокусы?» — «Да». — «Ну так идите за кулисы и несите аппаратуру». Никулин убежал за кулисы, где на него буквально набросились другие артисты. Кто-то подбадривал, кто-то ругал.

Никулин резво выскочил из-за кулис, надел на кого-то из клоунов воронку с водой, эффектно раскланялся и убежал. Только водой облил не того, кого надо… За что и получил потом нагоняй от Каранда?а.

Вскоре у Никулина появился новый постоянный напарник Михаил Шуйдин, с которым они проработали вместе 35 лет. Когда Шуйдин только думал о том, идти ему работать в цирк или нет, он ре?ил посоветоваться с Никулиным. Юрий Владимирович, как всегда, ответил анекдотом: «Жених спра?ивает у раввина: «Жениться мне или нет?» «Делай, что хоче?ь, — сказал ему раввин. — Всё равно пожалее?ь».

Они были идеальными партнёрами. Но не друзьями. Шуйдин всего один раз за?ёл в гости к Никулину, да и то ли?ь для того, чтобы занести паспорт для загранкомандировки.

«ОЛЕГ ПОПОВ ОБ?ДЕЛСЯ» 
 
В гримёрной с сыном (сейчас Максим Никулин — директор цирка на Цветном бульваре)С ОЛЕГОМ Поповым Никулин тоже познакомился у Каранда?а. Они даже дружили. Но потом между клоунами пробежала чёрная ко?ка. Приезжает Никулин в какой-нибудь город, а зрители над его репризами не смеются. Что такое? Почему? ? ему рассказывают, что в городе только что был Олег Попов и показывал именно эти сценки. Олег Попов воровал у Никулина репризы! А кому такое понравится? Когда Юрий Владимирович высказал «солнечному клоуну» своё недовольство, тот только хмыкнул: «А мне всё равно».

В 1956 году Попов поехал в составе группы цирковых артистов на заграничные гастроли. Королева Бельгии, увидев на манеже весёлого простачка, не скрывая восторга, воскликнула: «Ой, солны?ко из России прилетело!» Вы?ла на манеж и публично поцеловала скомороху руку. «Солнечный клоун» стал безумно популярен в Европе.

В 1989 году Никулин открывал новый цирк и обещал, что возьмёт на работу Олега Попова. Но не сделал этого. Попов обиделся и начал хаять Никулина в прессе. Даже говорил, что эмигрировал за границу из-за Юрия Владимировича. Но это не совсем так.

Попов хранил все свои сбережения дома в железных банках из-под чая и кофе. Когда он был за границей, деньги обменяли, и он всё потерял. Потом поехал в Германию, где его труппу «кинул» импресарио. Другой цирк предлагал работу только через месяц. Что делать в чужой стране без денег и жилья? Попов на?ёл в кармане телефон поклонницы, которая брала у него автограф в одном из немецких городков. ? позвонил. Она пригласила в гости. Так он у неё и остался жить под Нюрнбергом. Женился, потом стал выступать вместе с ней (хотя деву?ка была на 36 лет моложе его и рань?е работала в аптеке). ?з-за границы Олег Попов продолжал ругать Никулина. За то, что тот был коммунистом. За то, что не умел жонглировать и ходить по проволоке. За то, что якобы незаслуженно получил звание Героя Социалистического Труда.

КОЛБАСА ?Л? Ц?РК 
 
1939 г., рядовой Никулин на финской войнеЕСЛ? цирк на Вернадского в своё время возводили 18 лет, то на Цветном бульваре построили за 2,5 года. Когда у Никулина спра?ивали, патриотично ли то, что его строят финны, он отвечал: «Было бы менее патриотично, если бы в новый цирк при?ли только на?и внуки. Я 14 лет не проживу (именно такой срок устанавливали на?и строители)». Что ещё любопытно: в 1939 году Никулин воевал с финнами, а ровно через 50 лет финны построили Московский цирк. Но, если бы не личное обаяние Никулина, вместо цирка за те 20 млн. долл. вполне могли построить два колбасных завода. Стоял именно такой выбор: колбаса или цирк.

Но Никулин был обласкан властями. Все на?и генсеки и президенты считали за счастье поговорить с великим клоуном. А он был одинаков со всеми. ? всегда пытался помочь другим. При мне Юрий Владимирович по телефону вызволял человека из тюрьмы, устраивал сына билетёр?и на лечение в хоро?ую больницу. Когда завхоз цирка не мог ре?ить вопрос с мороженым, Никулин звонил директору хладокомбината: «Вы Александр Владимирович, а я Юрий Владимирович. Мы с вами как братья…» ? легко договаривался, чтобы в цирк присылали мороженое не в бумажных стаканчиках, от которых много мусора, а в вафельных.

«ПЬЯН?ЦА С УЛ?ЦЫ» 
 
Юрий Никулин На даче в подмосковной ВалентиновкеЮР?Й Владимирович рассказывал мне забавный случай. Он вместе с женой ехал на дачу, и вдруг по дороге заглохла ма?ина. Как только супруги остановились в какой-то деревеньке, их тут же обступили местные женщины и долго не отпускали любимого актёра. Татьяна Николаевна не выдержала: «Юра, хватит, по?ли уже». Но сельчанки не унимались: «А-а, сама попользовалась, дай и другим попользоваться».

С техникой Никулин всегда был на «вы», и автомобиль у него вечно ломался. Лев Дуров рассказывал, как Юрий Владимирович приехал на съёмки фильма «Старики-разбойники». «Дайте нам ключи от ма?ины», — говорят ему рабочие. «Зачем это?» — «Ну дайте». Когда съёмки закончились, Никулин сел за руль, завёл ма?ину… Ничего не понимает: двигатель не тарахтит. Сунулся под капот — все запчасти новые. За день рабочие, которые были его поклонниками, успели их заменить.

С Татьяной Никулиной они прожили вместе почти полвекаПри этом слава принесла и массу неудобств. «На пляж не сходить, не позагорать, — жаловался мне Никулин. — Только начну раздеваться, народ вокруг: «Ой, смотрите, у Никулина трусы в горо?ек». ? на свой любимый футбол он уже не мог спокойно ходить. «Все наблюдают не за матчем, а за тем, как я реагирую». Приходилось смотреть футбол по телевизору.

Многие зрители даже считали, что он вовсе не артист, а так «какого-то пьяницу с улицы пригласили». Настолько был убедительным образ Балбеса. Никулин, конечно, выпивал, но всегда знал меру. Как-то Юрий Владимирович признался мне, что однажды вы?ел на манеж в стельку пьяным. Это было в Париже. Его, ?горя Кио и Михаила Шуйдина пригласила на встречу Екатерина Фурцева. «Давайте коньяку выпьем», — предложила министр культуры. «Да вы что, нам вечером на арену». «Я министр или нет? Приказываю!» — говорит Фурцева. Боль?е никогда в жизни они не выходили на манеж такими пьяными.

«ФЕЙЕРВЕРК Т?ПА САЛЮТ» 
 
Леонид Гайдай впервые увидел Никулина в роли пиротехника в фильме Деву?ка с гитаройК?НЕМАТОГРАФ долго не принимал Никулина. Он ходил на пробы, но его часто не утверждали. Сам Никулин рассказывал, что раз десять смотрел фильм «Русский вопрос», в котором снялся в массовке. Но так себя и не разглядел. В 1958 году он наконец снялся в эпизоде картины «Деву?ка с гитарой», где сыграл пиротехника. Помните его фразу «Самодельный фейерверк типа салют»?

Пиротехника нарядили в красную рубаху, на голову надели маленькую кепочку и дали в руки чемоданчик. Никулин предложил обуть его в кеды. ? сам купил их в магазине.

Почему именно кеды? «Мне показалось, что герой немного чокнутый, — говорил Юрий Владимирович. — Я думал, что он должен ходить плавно и обязательно в кедах». Мало того, Никулин придумал заменить слово «взорвать» на «вжихнуть» и предложил внести в сценарий новый элемент: «После взрыва пиротехник исчезнет, и его начнут искать, а вместо него найдут на полу кепочку…» Режиссёр согласился.

Но актёр Никулин и на этом не остановился. Это он придумал поджигать «самодельный фейерверк типа салют» не спичками, а папироской, взятой у кого-нибудь из членов комиссии.

Снятый эпизод настолько понравился, что для пиротехника ре?или написать ещё одну сцену — взрыв в музыкальном магазине.

Никулин придумал и третий эпизод: в конце фильма показывают здание, в окнах которого горит свет. В подъезд входит пиротехник, а через пару секунд во всех окнах свет гаснет. ? по городу мчится пожарная ма?ина…

Но режиссёр идею не поддержал: «Не стоит, пожалуй. У нас и так перерасход плёнки. Придётся выбивать пожарную ма?ину, а в смету она не заложена».

«Л?ЦО ВЫГЛЯД?Т ГЛУПЕЕ» 
 
К концу жизни весёлая троица разругалась (на открытии Музея трёх актёров)?МЕННО в роли пиротехника в фильме «Деву?ка с гитарой» Никулина впервые увидел Леонид Гайдай. ? пригласил его на роль Балбеса в свою короткометражную комедию «Пёс Барбос и необычный кросс». «Пусть вам приклеят боль?ие ресницы, — предложил режиссёр, — вы начнёте хлопать глазами, и от этого ва?е лицо будет выглядеть ещё глупее».

Кстати, сначала в состав актёрской троицы Гайдай пригласил Георгия Вицина, Михаила Жарова и Сергея Филиппова. Первым от своей роли отказался Жаров. «Что это? Буду я вам бегать по полям, прыгать с деревьев! Возьмите кого помоложе». Филиппов после прочтения сценария тоже заартачился: «Не могу сниматься. Надо срочно выезжать в Новгород, тётка под трамвай попала». Причём в Новгороде никогда не ходили трамваи. Согласился один Вицин. На роль Балбеса пробовались Борис Новиков, а на роль Бывалого — ?ван Любезнов. Но, когда на пробы к Гайдаю привели Юрия Никулина, у режиссёра все вопросы отпали.

27 декабря 1960 года художественный совет «Мосфильма» утвердил состав исполнителей фильма «Пёс Барбос и необычный кросс». Так и родилась знаменитая тройка Вицин — Никулин — Моргунов.

Через несколько лет после выхода картины на экран Никулин гастролировал с цирком в одной скандинавской стране. Там его пригласили на приём в советское посольство. После торжества посол разговорился с Никулиным. «В моём кабинете в сейфе хранится кассета с ва?им фильмом «Пёс Барбос…», — поделился с ним посол. — Перед началом переговоров мы показываем его иностранным дипломатам. Они чуть не плачут от смеха. После этого с ними легче договориться. Не поверите — подписывают все бумаги».

«ТАМ МЁРТВЫЙ Н?КУЛ?Н!» 
 
Через 10 лет после съёмок Бриллиантовой руки актёр сломал ту же рукуН?КУЛ?Н всегда активно принимал участие в съёмках. В «Операции «Ы», например, придумал сцену, в которой Балбес засовывает палец в рот скелету — и тот его закрывает. Преобразил и сцену боя Балбеса с Шуриком на рапирах. Сделали десяток дублей, но Гайдай был всё недоволен. ? вдруг Никулин придумал: в кульминационный момент, когда Шурик протыкает Балбеса, включить жалостливую музыку. ? пусть под неё из раненой груди потечёт кровь, которая впоследствии оказывается красным вином.

Парадокс, но чем успе?нее становились работы Гайдая, тем хуже к нему относились коллеги по киностудии. «Бриллиантовую руку», которая двадцать лет кормила весь «Мосфильм», назвали чуть ли не худ?им фильмом года. «Никакой актёрской игры, спло?ные ?аблоны, а песня «Про зайцев» — только для кабаков», — говорили критики.

Кстати, в «Бриллиантовой руке» снялись жена Никулина и сын Максим. Татьяна играла роль руководителя группы туристов, а сын — мальчика с ведёрком, которого Андрей Миронов встречает на острове.

Натурные съёмки «Бриллиантовой руки» проходили в Адлере. Съёмочная группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали костюмерную и реквизиторскую. В последней хранили «двойника» Никулина: сделанную из папье-ма?е фигуру Семёна Горбункова. Её должны были сбрасывать с высоты 500 метров при съёмке эпизода, когда Семён Семёнович выпадал из «Москвича», подве?енного к вертолёту.

Юрий Никулин с внукамиЧтобы фигура не пылилась, её накрыли белой простынёй. Однажды в подвал за?ла уборщица, приподняла простыню и обомлела… Перед ней лежал Никулин. Уборщица побежала наверх с криками: «Там… Там… Мёртвый Никулин!» Через час весть о смерти артиста разлетелась по всему городу. Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась. ? правильно сделал, потому что уже на следующий день «печальная» весть до?ла до столицы.

«Бриллиантовая рука» была снята в 1969 году, а ровно через десять лет в «Музей трёх актёров» за?ёл Никулин с гипсом на той же самой руке, которая была «сломана» в фильме. Повредил он её в Челябинске: выступал на сцене и упал в оркестровую яму. Никулин рассказывал, как толпа мальчи?ек на улице кричала от восторга: «Ура! Будет вторая серия!» — а он, корчась от боли, ?ёл на перевязку.

Жёны Никулина и Гайдая когда-то были одноклассницами и даже сидели за одной партой. Нина Гребе?кова потом вспоминала, что как-то ещё до образования знаменитой троицы она ?ла по улице и встретила Таню Покровскую с каким-то странным типом: высоким и совсем некрасивым. «Познакомься, это мой муж», — представила Никулина Татьяна. Вот такие бывают совпадения. А спустя несколько лет Гребе?кова узнала на съёмках в одном из актёров того самого мужа своей одноклассницы.

С Татьяной Никулин познакомился, когда только начал выступать в цирке. Она тогда училась в Тимирязевской сельскохозяйственной академии и как-то привезла для Каранда?а дрессированную ло?адку. А Никулин взял да и пригласил деву?ку посмотреть представление, во время которого, как назло, попал под ло?адь. Он оказался в больнице, и Татьяна стала его навещать. А через полгода они поженились и прожили вместе почти полвека, до самой смерти артиста.

«КАК ПОПРОС?ТЬ ПОЛ?Т?ЧЕСКОГО УБЕЖ?ЩА?» 
 
Юрий Никулин в фильме Они сражались за Родину Сергея БондарчукаУД?В?ТЕЛЬНОЕ дело, но при советском строе Никулин себя вёл очень вольно. Собирал и записывал политические анекдоты. В начале 70-х годов, в период самых яростных гонений на диссидентов, в Москву из Америки приехал Гарик Орбелян. Позвонил Никулину. «Гарик, приезжай!» — закричал в трубку Никулин. Через какое-то время раздался звонок с Лубянки: «Ва?у встречу надо отменить». Никулин в ответ послал звонив?его чекиста на три буквы… Потом опять звонок: «Полковник дал добро, встречайтесь».

Странно, но Никулин ничего не боялся. Рассказывал случай, как он с цирком летел на гастроли в Скандинавию. Естественно, с артистами был сопровождающий от КГБ, которого за глаза называли «Дзержинским». Никулин ре?ил по?утить. Подозвал стюардессу и спра?ивает: «А вы случайно не знаете, как по-английски спросить: «Как попросить политического убежища?» Деву?ка похолодела от ужаса и тут же донесла суть разговора «Дзержинскому». Тот бегом к Никулину: «Юрий Владимирович, что вы хотели узнать у стюардессы?» — «Хотел узнать, где луч?е купить пальто для жены». А в это время самолёт уже собирались сажать…

БЫВАЛЫЙ С БАЛБЕСОМ ПОССОР?Л?СЬ

На съёмках программы «Белый попугай» с Михаилом Боярским и ?осифом КобзономВ ЗНАМЕН?ТОЙ весёлой троице Георгий Вицин всегда стоял особняком и ни с кем особенно не ?ёл на контакт. А вот Бывалый с Балбесом сначала дружили. Но потом…

Моргунов любил пользоваться своей популярностью. Если Вицин категорически запрещал своей дочери Ната?е просить у Никулина бесплатные билеты в цирк, то Моргунов регулярно брал у Юрия Владимировича пригласительный билет на два лица, а приводил в ложу дирекции человек двенадцать. Во всех магазинах и на рынках он тоже бесплатно «отоваривался» за троих, и часто ему это сходило с рук.

Как-то, выступая на Дальнем Востоке, он был «премирован» благодарными рыбаками огромным балыком, этак килограммов на восемь. Но «скромный» артист отказался от презента, сказав: «Я не имею права брать от вас такой дорогой подарок, зная о том, что мои друзья Вицин и Никулин рыбы не имеют». Ему дали ещё две рыбины. Такие ?утки повторялись из месяца в месяц, из года в год.

Но последней каплей стало высказывание Моргунова в адрес Никулина в одной из газет: «Мы были в общей упряжке и вместе делали смех, но только он один получил Государственную премию, которую выклянчил в Министерстве культуры. Поэтому ни я, ни Вицин, ни оператор Бровин, ни художник Ясюкевич этой премии не получили». ? по?ло-поехало… Никулин ответил Моргунову в программе у Владимира Познера, а Моргунов усугубил сказанное в боль?ом интервью уже другой газете, зацепив заодно и Вицина.

Недавно сын Моргунова Антон сказал: «Старики вели себя как дети. Всё вспоминали старые обиды». Для народа тройка Трус — Бывалый — Балбес была единой, дружной и весёлой. К сожалению, в жизни это было совсем не так.

Летом на даче (слева — мать Юрия Владимировича)
“Аргументы и Факты” – Татьяна БОГДАНОВА

Размещено в рубриках: ????????

1 комментарий

  • 1. Николай Алексеевич  |  февраля 4, 2008 at 21:57

    Я как быв?ий артист эстрады и цирка,Для меня Юрий Владимирович Никулин был есть и будет, моим кумиром и луч?им артистом цирка,
    вместе со своим портнером Шуйдиным!
    Сам я отработал артистом спортивно-акробатического жанра 20 лет! Но Юрия Никулина,с которым мы встречались в на?ем старом запорожском цирке, когда я учился в запорожской цирковой студии в 1958 году, потом в месте выступали, в Та?кенте,когда я работал на эстраде от Кокчектавской филармонии, Казахстан
    Помнил! Помню! ? буду помнить всегда!
    Такое не забывается Н?КОГДА!
    С уважением Николай Алексеевич-артист-акробат,пенсионер, 20 марта исполнится 67 лет!
    Украина,г.Запорожье-93,а/я 6173


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние публикации


Реклама