Чаплин и чудеса

31 июля 2006

pic11946.jpgВ воскресенье Музей кино, ныне показывающий свои фильмы в кинотеатре «Салют», закрыл сезон. Он показал удивительную программу, где сме?ались старые и новые ?едевры, игровое кино и мультипликация, клоунада и тончай?ий юмор, документальное исследование и откровенный фарс.

По какой же логике подбирались эти маленькие жемчужинки искусства кино? Директор музея Наум Клейман объяснил так:

Это боль?ое кино в малых формах. То, что сейчас совер?енно исчезло из кинотеатров. Забыты старые традиции показывать перед боль?ими фильмами кинохронику, документальное кино и мультипликацию. Только представьте себе, что в книжных магазинах и библиотеках остались одни толстые романы и никак нельзя прочесть новеллы Лескова или Чехова! А ведь в кино произо?ло именно это…
Подбор, показанный Клейманом, можно назвать даже и ретроспективным – имея в виду историю малых киноформ. ? поистине музейным – если подумать о том, что величай?ие имена соседствовали с современными, малоизвестными или совсем забытыми.

Показали «Дневник Глумова» Сергея Эйзен?тейна – в пору его создания режиссер был молодым вихрастым худощавым пареньком. Он тогда ставил в театре комедию Островского «На всякого мудреца довольно простоты». ? вдруг ре?ил, что дневник Глумова, в котором циничный карьерист из пьесы великого драматурга дает волю своей злой и точной наблюдательности, хоро?о бы дать на киноэкране. Не забудем, что это 23-й год, кино еще совсем балаган. ? десятиминутный фильм был создан: в нем можно увидеть молодых ?вана Пырьева и Максима Штрауха.

«Его доисторическое про?лое» Чарли Чаплина – миниатюра из жизни бродяжки Чарли, заснув?его на лавочке в скверике. Ему снится, что он царь первобытной общины… В этой незатейливой двухчастевке уже можно без особого труда узнать руку будущего автора «Новых времен». А вот короткометражка Михаила Цехановского, снятая в 30-е. Поистине изумительное зрелище. Это гимн технике, киноода новому паровозу, стремительно несущемуся бог весть куда под аккомпанемент симфонической пьесы Артюра Онеггера «Пасифик 231». Сегодня фильм почти неизвестен даже бывалым кинолюбителям! Динамику противоречивых 30-х оттенила раздумчиво-тревожная интонация «Простой элегии» Александра Сокурова, снятой в бурные 90-е.

Программа закрытия сезона всегда чем-то сродни театральному капустнику, развлекательный элемент в ней неизменен. Был он и здесь, и тоже вполне музейный.
Два самых утонченных мастера на?ей мультипликации – Юрий Нор?тейн и Андрей Хржановский – примерно в одно время сняли две очаровательные киносказки. Первый экранизировал русскую сказку «Лиса и заяц», второй – английские стихи для детей под названием «Чудеса в ре?ете». Когда-то обе картины были гордостью детских телепрограмм мультфильмов. Давненько это было! Современной молодежи интересен и боль?ой фрагмент из совер?енно неизвестной у нас классической французской комедии «Йойо» Пьера Этекса – о том, как молодой красавец-аристократ предпочел сытной барской жизни судьбу актера бродячего цирка.
О дальней?ей судьбе музея ходят разные слухи. Что будет даль?е с ним, уже став?им таким любимым и родным для любителей кино, для интеллигентной московской молодежи? ? в каком настроении сам директор Наум Клейман? Об этом мы и спросили у него самого.

Вечерняя Москва

Размещено в рубриках: ????????, ???????????


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние публикации


Реклама