В Москве начался цирковой бум

24 июля 2006

pic11839.jpgВместе с летней жарой в Москве наступило время цирка. Два огромных ?апито раскинулись в Коломенском и на Поклонной горе. В Коломенском обосновался «Кракатук» в постановке Андрея Могучего, прописанный по ведомству театра, но собранный из цирковых номеров. На Поклонной горе Росгосцирк, не заморачиваясь боль?е проведением «Всемирных» фестивалей, просто собрал добротную международную программу. А в Театре эстрады в эти дни гастролирует старый добрый народный китайский цирк из провинции Чжецзян. Так что у московских зрителей появилась редкая возможность распробовать разные цирковые блюда и сравнить традиционный цирковой дивертисмент, цирк аутентичный и цирк авторский, где трюк – не самоцель, а ли?ь язык для создания образа.

В жанре «Кракатук»

Экзальтированные французские журналисты, стоя поаплодировав в Ницце спектаклю Андрея Могучего целых полчаса, разбежались по своим редакциям и написали, что русские «создали новый жанр кракатук» и что «это счастье». Гофмановский «Щелкунчик и Мы?иный король» изменился до неузнаваемости. От балета Чайковского осталось несколько ?лягеров. От новеллы Гофмана – несколько героев и ключевых моментов: мы?иная атака на Мари, битва игру?ек и мы?ей, стра?ное преображение юного племянника Дроссельмейера в Щелкунчика.
?сторию любви маленькой Мари Могучий повернул вспять. Сказочная девочка, пожалев?ая сломанного Щелкунчика, который оказался заколдованным принцем, режиссеру не понадобилась. Он сочинил свою – простую и по-современному горькую историю любви, хоть, разумеется, и со счастливым концом. Надо видеть, как рыжая гимнастка Анастасия Жолудева успевает в полете, в кульбитах под куполом и на земле еще и сыграть эту стремительную гонку по горному серпантину чувств. Любопытство, смущение, почти отторжение – все это так сильно, так больно ее захватило. ? – отчаянный прыжок в неизведанный омут любви, все вы?е и вы?е к цирковому небосводу. А потом – горький взгляд молодой вдовы, когда ее возлюбленный пал в битве с бэтменами-спецназовцами и теперь висит, подве?енный вниз головой.

Один из жутковатых эпизодов «Кракатука» – операции в лаборатории Дроссельмейера. Фантазия художника Александра Ши?кина породила невиданных колченогих, безлицых существ, которым позавидовал бы любой голливудский космический ужастик.

Бодрые ассистенты Дроссельмейера в касках и белых халатах укладывают на операционный стол бездыханного принца. Взмах скальпеля – и из поверженного тела вспархивает белая голубка-ду?а. ? летит, торопясь изо всех сил, к своей Мари.
А Дроссельмейер тем временем конструирует героя нового времени – человека с головой-телевизором. По четырем экранам бегут безликие помехи, и вдруг экраны начинают показывать глаз. Мари узнает своего Принца и принимает его таким, каким он стал. Но вся эта история завернута в такую мультимедийную обложку, какой российский цирк еще точно не видел. Головастые зайцы, похожие на индейские маски, толстые и тонкие пупсы, пионеры-негритята, гомункулосы… Головокружительные прыжки с крылатых качелей прямо в омут надутого батута. Галантно раскланивающиеся пальто в четыре человеческих роста. Орех-кракатук в виде стального тяжеленного ?ара на плечах атлета-Щелкунчика. Полеты кибермы?ей с плененными игру?ками (жаль, на захват зрителей кракатуковцы пока не ре?аются). Словом, все цирковые жанры, кроме скучного, да еще с критической плотностью на один кубометр – только успевай головой вертеть. А когда из циркового неба повалил снег из белой пены, удержаться от соблазна «искупаться» было невозможно. Один тучный мужчина даже нырнул в «сугроб» с головой и долго не выныривал.

По ступенькам на голове

Китайские цирки гастролировали в Москве и рань?е, но кульминацией стали гастроли ?анхайской труппы с роско?ным балетно-цирковым «Лебединым озером», где был показан едва ли не самый уникальный трюк мира – аттитюд, исполненный на затылке у партнера. ?менно продюсеры «Лебединого озера» навели своих московских коллег на труппу из провинции Чжецзян, чья ?кола поставляла акробатов еще для услады императорских взоров. Устроители гастролей не стали тратиться на ?апито – арендовать театр гораздо де?евле, хотя и намного опаснее. ? колосники близко, и страховочную сетку для уникального возду?ного полета «Баттерфляй» не натяне?ь. Впрочем, китайцев дополнительный риск особо не смущает. За последние 4 года только один артист труппы растянул связку – вот и весь травматизм. У них другая проблема – успеть бы с самолета на самолет: из Нью-Йорка в Гонконг, оттуда в Москву, премьеры сразу же после многочасового перелета. ?х райдер содержит чуть ли не единственный пункт – наличие кухни, чтобы готовить самостоятельно – настолько они неприхотливы (но и разборчивы тоже).

Я пыталась узнать, в чем принципиальное отличие подготовки китайских акробатов, но услы?ала в ответ рассказ о красоте провинции Чжецзян, которая знаменитому итальянскому купцу-путе?ественнику Марко Поло показалась самым красивым местом в мире. Ну а сами китайцы не поскупились назвать ее воротами в рай (отсюда приторное название «Райское ?оу из Поднебесной»). Подчеркнуто избегающие любых спецэффектов (ничто не может сравниться с достижениями человеческого духа и человеческого тела), китайцы на сей раз все-таки отдали должное западной моде и «усилили» свою программу видеофильмом о красотах земли Чжецзян. Впрочем, один секрет можно отгадать и самим. Китайские акробаты стараются как можно доль?е сохранить в себе детство – детскую гуттаперчивость (для этого существуют кун-фу и другие восточные единоборства), детское бесстра?ие и детскую послу?ность.

Запад снимает документальные фильмы о жестокости, царящей в цирковых ?колах Китая. ? не перестает изумляться фантастическому, нечеловеческому чувству баланса и выносливости китайских акробатов. Знаменитым тарелочкам и поду?ечкам, раскрученным до иллюзии распустив?ихся цветов на всех конечностях, когда сам артист держится только зубами за стойку (или держит Землю в зубах – чего уж там). ?ли фантастическим поддержкам в воздухе.
Лично меня сразил наповал один трюк – прыжки на голове вверх по лестнице из семи ступенек (восьмая – голова ловитора).
Этот маленький 16-летний акробат точно переводит тебя через границу, за которой изумление сменяется священным ужасом.

Девочка-слониха на ?аре

Китайцы били все рекорды техничности и в международной программе Росгосцирка. Мальчики синхронно кувыркались, пролетая через 4(!) поставленных друг на друга обруча. Девочки крутили немыслимое количество тарелочек на палочках, изгибаясь и переворачиваясь в самых немыслимых позах.
Впрочем, по части гибкости и немыслимых сплетений рук и ног с китайцами вполне могут соперничать (а то и фору дать) монголы, судя по «каучуковому» номеру Отгонцецег Дармаа.

Европейцы, кажется, давно уступили пальму первенства восточным акробатам-детям и занялись тем, чем китайцы не будут заниматься по определению, выражая нам, бледнолицым, свое снисхождение. Например, дрессуры или клоунады в китайском цирке точно не встрети?ь. А москвичи между тем вновь увидели уникальных корниловских слонов. Знаменитый номер прославленной династии – это тот редкий случай, когда видно, что животные работают с удовольствием: играют с публикой в футбол, ходят паровозиком, «усмиряют» хозяина, а за последнее время они научились еще и балансировать на ?аре, точно девочка с картины Пикассо.

Корниловские слоны никогда не надоедают, да и аргентинские попугаи (красные и синие ара) тоже залетают в Россию нечасто. Вадиму и Татьяне Але?иным удалось довести своих пернатых артистов «до полной гибели всерьез» и немного пожонглировать попугаями, лежащими на спинах. Медвежонок-гаи?ник, который «отбил» у гражданина начальника роско?ную мотоциклистку-нару?ительницу, тоже смотрелся очень трогательно.

Прагматичный вопрос Немировича «Чем будем удивлять?» – для цирковых людей самый насущный. Умри, но сделай то, что до тебя никто не делал, – вот главный принцип любого нормального артиста цирка. Преуспели в этом венгерские акробатки на полотнах под руководством Аны Марии Бутоэску. Семь юных граций с распущенными волосами забирались наверх по струящимся тканям, плели из них и своих тел смертельное макраме, срывались вниз, останавливаясь в полуметре от пола. Точно на ?арфике Айседоры Дункан.

А дети, ради которых взрослые и ходят в цирк, как ни крути боль?е всего радуются клоунам, что втягивают их в игру (а на «Кракатуке» – зайцам, что лезут по рядам, берут их на руки и приплясывают вместе). ? не их это вина, что клоун перестал быть героем на?его циркового времени.

 Ольга ФУКС
Фото: Сергей ФАДЕ?ЧЕВ

Вечерняя Москва

Размещено в рубриках: ???????????


Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Последние публикации


Реклама